Рецензия на книгу
Дом потерянных душ
Фрэнсис Коттэм
Аноним17 июля 2013 г.Прочла и долго не могла отойти от книги. Очень сильная, очень атмосферная, такая, после которой окружающее на какое-то время перестаёт быть постоянным и незыблемым. А в тот день, когда я решилась всё-таки написать рецензию, я дважды попала под дождь! (те, кто читали книгу, поймут)
Ситон отошел от машины, и такси умчалось, задними колесами разбрызгивая воду. Пол Ситон выпрямился. За этот вечер он уже дважды промок до нитки.
К тому же, автор выбрал мою любимую форму повествования — рассказ в рассказе, когда мы постепенно возвращаемся в прошлое, посредством воспоминаний героя или же дневниковых записей. Для меня, если в книге фигурирует (внезапно появляется, откапывается среди старых вещей, передаётся через третьи руки) дневник — это дополнительный лакомый кусочек, та самая завораживающая интрига, ради раскрытия которой стоит браться за чтение.
Желая помочь своей девушке написать дипломную работу, Пол Ситон начинает собирать материал о фотографе Пандоре Гибсон-Гор. В его руки попадает дневник этой таинственной женщины, в котором она рассказывает об экстравагантном и сказочно богатом магнате Фишере и его гостях, проводивших сеансы черной магии и совершавших ритуальные жертвоприношения. Ситон посещает зловещий дом Фишера, надеясь найти там спрятанные Пандорой фотографии, и едва остается в живых.
Но, смею Вас уверить, в аннотации сказано так мало! Вначале вообще кажется, что читаешь совсем другую книгу! Здесь есть многое и многое... Давние, семидесятилетней давности тайны, этические вопросы о Добре и Зле, атмосфера студенческого Лондона начала восьмидесятых и … музыка, музыка...!О музыке в книге можно рассказать отдельно. Она звучит постоянно, сопровождает главных героев всегда, и в светлые счастливые времена и в не очень. Это обилие реально существующих групп и их композиций роднит (или только мне так показалось) «Дом потерянных душ» с другой мистической книгой "Кристиной" Стивена Кинга . Только там композиции были действительно из разряда ретро, а здесь - многое и сейчас на слуху... Та же «Imagine» Джона Леннона... или "Eaglеs"... Или джаз Луи Армстронга... Так как люблю во всём доискиваться до сути, я нашла упоминающихся в книге исполнителей, тем самым открыв для себя новые имена. Прежде всего, это группа "Fairport Convention", исполнявшая музыку в стиле фолк-рок - вполне достойная внимания; Жак Брель, в голос которого я буквально влюбилась, благодаря его " Dans le port d'Amsterdam" ("В порту Амстердама") и " Vesoul"; Ник Дрейк, чья популярность нашла его только после смерти; и драйвовый "Joy Division" с их песней «Love Will Tear Us Apart». За это Фрэнсису Коттему - отдельная благодарность: на протяжении повествования музыка создавала настроение, перемещала то в бары Лондона, то в уединённое жилище Ситона. Погружение в книгу было полным!
Кроме этого, нельзя не сказать, что многие персонажи "Дома потерянных душ" реальны! Когда к Полу Ситону попадает дневник и открывается произошедшее с Пандорой, многие имена оказываются знакомыми: Герман Геринг - в то время лётчик-истребитель, Алистер Кроули - один из известнейших оккультистов, Деннис Уитли - английский писатель, увлекающийся мистикой. Всё описываемое настолько живо, что кажется и сама Пандора Гибсон-Гор - необыкновенно талантливая фотограф - реально существовавший человек! Вполне возможно, что у неё был прототип, было бы очень интересно узнать, входила ли подобная ей женщина в мистический кружок Кроули...
И ещё о Пандоре... Мне кажется, что Коттем не случайно выбрал это имя для своей героини. На протяжении всей книги она больше и больше притягивает Пола Ситона, он становится буквально одержим ею. Идея найти что-то о ней, раскрыть тайну её творчества, а потом и последних лет жизни становится его наваждением.
Ситон понимал, что начатые им поиски — уже не просто желание выручить Люсинду, каким бы искренним оно ни казалось сначала, когда у него еще только зарождался этот замысел. Но стоило ему взглянуть на снимки Гибсон-Гор в книге Пула, как он сам попался на крючок. Или, может, на него подействовала мольба о помощи в испуганных глазах Пандоры на фото, сделанном в «Кафе ройял»? Полу страстно хотелось понять то мучительное мироощущение, которое вдохновляло все ее беспокойное творчество. Ему необходимо было выяснить, что же заставило ее так внезапно бросить работу на пике славы. Ему была непонятна причина, по которой она впоследствии порвала все нити, связывающие ее с прежней жизнью. Ведь Пандора действительно спряталась ото всех. Ну не бедность же толкнула ее обречь себя на прозябание? И наконец, Ситона очень интересовали мотивы ее ужасного самоубийства.
И именно сундук с вещами племянницы, найденный на чердаке Себастьяна Гибсон-Гора оказался для Ситона "ящиком Пандоры": он открыл его, нашёл дневник, а в нём - упоминание дома Клауса Фишера. И всё перестало быть прежним...
Допив пиво, Ситон еще раз взглянул на вишню в палисаднике, утопающую в сонном мареве, а потом — на циферблат наручных часов. Четверть пятого. Пора идти. Он сделал последний глоток, отряхнул крошки с колен и вытер губы.
Позже он будет постоянно возвращаться к тем мгновениям — порой с ностальгией, порой с печалью и сожалением. Переполнявшие его чувства останутся с ним навсегда, заставляя рыдать при одном только воспоминании, так как в этот день навсегда закончилась его нормальная, как он сам считал, жизнь. В глубине души Пол знал, что обманывает себя: к тому времени пути назад уже не было и он не мог, как вчера, просто сидеть на скамье у паба и наслаждаться музыкой. Впрочем, как и все люди, Пол Ситон подчас находил убежище и утешение во лжи. В конечном итоге он был обычным смертным.13103