Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 20 томах. Том 10. Мартин Иден

Джек Лондон

  • Аватар пользователя
    alexeyfellow23 мая 2022 г.

    «Мартин Иден» Дж. Лондон

    Необходимо помнить, что данное произведение – это подростковый роман (1909), прекрасный в текстуальном воплощении, но именно как представитель молодежной прозы, с элементами романтизма.

    Роман содержит элементы автобиографии, необходимые для создания пути ГГ, основанного на пережитом опыте, изложенном в беллетризованной форме, что исключает идентичность событий. Это патетичная история 1-й влюбленности, на фоне приключений длиною в отдельно взятую жизнь, со сказочным поучением, и нарративом предполагающим разнотолки по воле автора.

    ГГ: моряк, здоровяк, высокий красавец и романтик. Весь набор клише девичьих грез в стиле: «Мой ласковый и нежный зверь». Но тут, визуальные и физические характеристики персонажа, предопределяют путь героя, состоящий в борьбе, имеющей метафорический и реальный аспект.

    То, что Мартин – воин, налагает на него обязательства, а нас понуждает к восприятию персонажа сквозь призму связанных с этим клише.

    Но Иден вовсе не положительный персонаж. Скорее он стоячее болото, в котором зарождается конфликт, вытекающий через берега желчью к людским натурам и конкретным социальным группам, по причине чего, он приговаривает себя к битве с ветряными мельницами.

    Эту книгу называют мотивирующей, но она играет на поле оправдания подросткового порыва, что мы видим и у Мартина, который «впадает в прелесть» представая перед читателем инфантильным субъектом, бросающим работу, перечеркивающим связь с военной службой, уничижительно характеризующим коллег и однополчан, стремясь к мечте, состоящей в легком заработке.

    Что не препятствует сохранению работы, для обеспечения себя необходимым для хобби, жильем и питанием. Но в голове ГГ, он сыт воздухом, а жить может под кустом, при этом требуя от людей его кормить, даровать иные блага, потому что он нуждается в них.

    Кто может помочь, но не делает этого, задаются вопросом, а почему работоспособный детина, не трудится на благо своего чрева, быть может, это блажь?

    Для появления сюжетного повода и развития событий, автор вводит Руфь. Мартин создает образ Галатеи, в который влюбляется, а она остается безликой красоткой, обозначающей - сюжетный зачин и мотивацию ГГ. Другие персонажи говорят ему, о неверной трактовке отношений с Руфь, между ними нет любви, что подтверждает автор.

    Руфь имела целью снабдить Идена необходимым базисом, развить который должен был он сам, а ориентиром в определении качества его работы должны стать гонорары. Расчетливо, но ведь сказка и об этом тоже, а в ситуации ГГ – самая верная схема, поскольку он относился к писательству как к ремеслу, а не искусству, опирающемуся на талант, которого у него нет.

    Мартин продолжает пестовать в себе лицемерие, снобизм, нещадно клеймит всех в жадности, высокомерии, но по итогу хочет стать тем, кого осуждает, следуя к образу меланхоличного сноба ожидающего славы, денег и еды.

    Издательства не спешат печатать его тексты, хотя Иден полагает свои труды шедеврами, себя именует индивидуалистом, не нуждающимся в оценках, хотя люди от литературы и журналистики, указывают на факт проституирования им красоты, графоманию в его работах.

    Тот, кто не имеет представлений о мире, его особенностях, не знаком с многогранностью человеческого характера, не способен рассуждать, какое произведение он мог дать читателю? Ведь книга – это особая форма диалога между автором и читателем, где писатель делится кусочком своего мира, восприятия, оценки событий, приглашая к диалогу, размышлениям или позволяя насладиться диорамой истории.

    ГГ лишен роста, утрированный сам, как и его измышления, самооценка, все является гротескным и такое пылеобразование делает персонажа ненастоящим, что усугубляется ненадежным рассказчиком.

    После достижения славы, Иден демонстрирует широкие жесты, веерно раздавая деньги. Что есть лицемерие, так как он не помогает начинающим писателям и авторам, чего требовал от других. Те, кого он одарил – не планировали использовать деньги на писательском поприще, Иден знает и рассуждает об этом.

    Таким образом, история закольцевалась, но демонстрируя итог заблуждений ГГ, а не мотивацию для человека.

    45
    2,6K