Рецензия на книгу
Музей невинности
Орхан Памук
zavar4ik10 июля 2013 г.Абсолютно не удивлена, что многим этот роман и вообще творчество Орхана Памука не нравятся. Думаю, не живи я в Стамбуле, его творчество прошло бы мимо меня. Это не самый очевидный писатель, что и говорить. Но, к счастью, благодаря жизненным обстоятельствам, я сумела по-настоящему проникнуться его творчеством.
"Музей невинности" попался мне очень во время. Целую неделю я не могла ничего толком прочитать, бросала книги на середине. И вот, наконец, нашла. Здесь нет захватывающего сюжета, великих характеров, умопомрачительно юмора или особо глубокой мудрости.
Для меня это роман прежде всего о турецких женщинах. Знаете, со времен событий, описываемых в романе, не много изменилось в турецком обществе. Я имею ввиду проевропейскую его часть. Невинность по-прежнему не отдают кому попало, а отдав, не афишируют. "Идут до конца" только с теми, кто доказал серьезность своих намерений. Сожительство до брака даже после помолвки по-прежнему крайне нежелательная вещь. Знакомятся по-прежнему через друзей и родственников или на работе. По-прежнему женщине добиться чего-то без помощи мужчин и не запятнав репутацию очень и очень сложно.
Любовь к женщине даже у повидавшего мир Кемаля сводится к любви к красивой картинке, к желанию обладать ею. Судя по рецензиям, Фюсун мало кому понравилась. А я лично ей сочувствую. Кемаль был убежден, что любит ее, только и мечтал о том, чтобы быть с ней. А как на счет самой Фюсун? У девушки были мечты и амбиции, и она честно об этом говорила. Но в турецком обществе мужчины всегда знают, что нужно женщине, лучше ее самой. Женщина - это нечто среднее между ребенком и мужчиной. Ее нужно оберегать, охранять, заботиться о ней и нести за нее ответственность. Заманчиво, не правда ли? Допустить, что порядочная женщина видит свое счастье не только в том, чтобы варить на кухне чорбу для любимого мужа и толпы сопливых детишек, или даже принимая за накрытым поваром семейным столом гостей - это огромный прорыв, доступный не каждому даже суперсовременному турецкому мужчине.
Не нужно забывать, что все-таки сам Орхан Памук - это не его герой Кемаль. Он то как раз прочувствовал глубину гендерного конфликта. Но большей частью турецкого общества он не был понят, к сожалению. Не могу сказать, что его здесь не любят, ведь он принес своей стране Нобелевскую премию. Но все-таки его не понимают.
Отдельно хочу написать о постельных сценах в книге. Мне очень понравилось, как Памук пишет об этом. Реалистично, но не скатываясь к физиологии, красиво, но без перекосов в нефритовые стержни и темные пещеры. Очень чувственно.
1180