Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A People's History of the Vampire Uprising

Raymond A. Villareal

  • Аватар пользователя
    Аноним15 мая 2022 г.
    Как это часто бывает, когда речь заходит о важных исторических событиях, происходящее на их периферии оказывается не менее интересным, чем само центральное событие.

    В книге действительно рассказано о том, как за примерно 4 года люди, пораженные новым вирусом, НОЗК, превратились в стереотипных вампиров и возвысились на мировой арене. И рассказано это обычными людьми, как и обещано. Значит, история возвышения вампиров искажена личным опытом рассказчиков, которых жизнь потрепала в той или иной степени.

    Я не особенно хорошо разбираюсь в истории, социологии, экономике или политологии, так что эти аспекты, как бы они ни были отражены в романе, меня не заинтересовали. Возможно, кто-то заметит там политическую сатиру или параллели с существующим положением дел, я увидела только то, что было совсем на поверхности. Меня больше привлекли две вещи: образ вампиров и отношение к вампирам в современном мире. Не эти слащавые истории в духе «Сумерек» или «Дневников вампира», а нечто более прагматичное.

    В общем, образ вампира, разумеется, не освободился от литературных клише. Вампир не только должен пить человеческую кровь и отдыхать в чем-то вроде гроба, он сгорает на солнце, боится особых пуль (здесь из обедненного урана), приобретает сверхспособности типа мощной интуиции и обострения чувств, чего-то вроде гипноза и нечеловеческой быстроты реакции и силы. К счастью, они не могут превращаться в летучих мышей или летать. Но одно из главных качеств романтического героя автор вампирам подарил сполна: противостояние Я – мир, одиночество и непонятость (в сочетании с притягательной внешностью). А нам, простым смертным жертвам, добрая природа дала способ распознать вампира в ночной тьме: запах засушенных цветов и радиоактивный след.

    Интересно, что, с одной стороны, все люди, ставшие вампирами – заметим, заражение происходит исключительно добровольно и завершается перерождением только в половине случаев – обладают общими чертами. Это довольно яркие представители рода человеческого, одаренные различными талантами (актерское мастерство, музыка, политические амбиции, научная работа). После «возрождения» у всех увеличились работоспособность и мастерство. Кроме того, эти люди сразу были склонны к одиночеству, что усугубляется вампирским образом жизни. Сложно дружить с людьми, когда ты ощущаешь себя более развитым и сильным существом, вынужденным прятаться в ночной тени. Люди становятся инструментами, а не партнерами, друзьями или членами семьи. Но и другие вампиры – это братья по (не)счастью: их сплачивает необходимость и корыстные интересы, а не духовная близость.

    С другой стороны, все вампиры разные. Характеры ни у кого не могут поменяться на 100%: вирус только усиливает то, что в человеке было до «возрождения». Кто-то стал отбитым террористом и погрузился в криминальные сферы. Кто-то стал искать власти в области политики, общественного мнения, религии. Кто-то погрузился в свою профессию с еще большим рвением. Хотя все вампиры оказались отмечены общей печатью холодности к окружающим, высокомерия, отстраненности. Меня особенно поразило то, что даже при самом гуманном настрое (а не все вампиры хотели уничтожить всех людей, даже наоборот) у «возрожденных» оказалось просто зашкаливающее самомнение.

    Отец Рейли, например, стал считать себя носителем аноэзиса, сумеречного сознания, основанного на чувственном восприятии, лишенном когнитивного компонента. Аноэзис стал для него новой религией, воплощением сути вампиризма, а свою персону Джон Рейли скромно посчитал чем-то вроде мессии аноэзиса. К счастью, эта религия – культ солипсизма.

    Не менее различные реакции мы видим от других героев романа, которые не стали вампирами, но тем или иным образом соприкасались с Сумеречными, как их стали политкорректно называть, избегая слов «вампир» или «кровосос». Представители власти, порядка, медиа и науки раскололись на группы, где отношение варьировалось от полного неприятия до полного принятия и готовности ассимилировать новых людей. И тут было все: теории заговора, поклонение, страх, преследование, изучение, борьба, провокации, терроризм, интерес, ксенофобия. Все тонкости изложены в виде статей, комментариев, отчетов, протоколов и дневниковых записей действующих лиц. Есть даже попытки объяснить, как вирус НОЗК распространился в человеческой популяции и как он действует. Думаю, кому-то стиль книги покажется суховатым, но мне нормально.

    Главные вопросы все равно остались без ответа.

    Никто не смог понять, что же все-таки на уме у вампиров: порабощение мира или славная жизнь в течение 200-300 лет (от некоторых эпизодов сложилось впечатление, что кое-кто из Сумеречных не против стать, как люди, жить под солнцем, не пить кровь, но с сохранением своих уникальных способностей). Откуда взялись первые вампиры, захороненные на границе с Мексикой. Как заразилась Лиза Соул, нулевой пациент эпидемии НОЗК. Как же на самом деле организован быт вампиров.

    Чем они заняты в тени? Но полагаю, это не главное. Главное – это показать реакцию людей на важные изменения. От значимых исторических событий в учебниках остается пара абзацев, страниц или параграфов, но то, что происходит с очевидцами, удостаивается минимума внимания или вовсе остается за кадром, а это и есть самое любопытное.

    7
    404