Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Невеста Ноября

Лия Арден

  • Аватар пользователя
    Аноним13 мая 2022 г.

    До сего момента я обходила творчество Лии Арден стороной. Не потому что у меня были какие-то предубеждения на ее счет, просто большинство концепций ее историй меня не особо цепляли, признаюсь честно. Так и продолжали бы мы с г-жой Арден идти своими разными дорогами, но ее новый релиз, “Невеста Ноября”, выпал в ежемесячных чтениях. Аннотация обещала нечто простое и ненапрягающее - как раз то, что мне нужно, потому что написание диплома и подготовка к госам из любого человека выжмут все соки. Впечатления вышли... любопытными, если очень мягко сказать.
    Начинается книга просто шикарно: два молодящихся деда дерутся за младенца, дабы определить, кто пристроит девочку к себе с целью дальнейшего груминга. Пока они горланят на весь лес, права на невесту предъявляет третий молодящийся дед. К утру дитя возвращают горюющему отцу, а тот ни сном, ни духом что с его дочерью в лесу творили. С одной стороны довольно стремно, с другой - звучит как неплохая затравка для пьяного анекдота.
    Ребенок вырастет в прекрасную княжну по имени Яра. Это значит что? Правильно, это значит, что пора молодящимся дедам предъявлять права на руку, сердце и прочие атрибуты главной героини! Как можно было понять эти мужчины - инкарнации двенадцати месяцев. Но, как по мне, молодящиеся деды - они и в Африке молодящиеся деды, назови ты их хоть “месяцами”, хоть “вампирами”.
    У персонажей эмоциональный диапазон даже не мебели, а предметов декора, которые достают только по праздникам. Саму Яру можно сравнить с розой в горшке: она красивая и смотреть на нее приятно. Но стоит присмотреться, как ты понимаешь, что роза-то искусственная. Могла бы быть и настоящая, но в настоящую надо силы и душу вкладывать, а эта усилий не требует, да и функцию свою тоже выполняет. И так сойдет.
    Яра привыкла держать эмоции в себе. Сестры ее презирают, общественность считает проклятой из-за черных волос, а любит лишь папа и единственный друг детства - Илья. Насчет картонности ее характера я уже писала, да и помимо меня многие этот момент подмечали. Также многие говорили, что это все-таки сказка, а значит героям придавать особой глубины не нужно. Не нужно знать, почему сводные сестры не любят Золушку. Не нужно знать, почему Красную Шапочку отправили в опасный лес одну. Суть истории-то ведь не в этом. На это я скажу, что сказкам не нужны глубокие персонажи по той простой причине, что они короткие. Они рассчитаны на то, что вы расскажете/прочтете их своему ребенку за полчаса перед тем, как уложить его спать. В сказках важны не персонажи и даже не важен сюжет - в них важна мораль. Вот только “Невесту Ноября” короткой сказкой на ночь не назовешь, это книга почти в четыреста страниц. Когда тебе четыреста страниц ничего не объясняют про персонажей и их взаимоотношения, то ты не можешь им сопереживать.
    Яру постоянно мотает из стороны в сторону. Ты не веришь, что этот человек способен принять хоть какое-то решение, а не потому что божественный голос автора так сказал. Яра ведет себя как покорная Настенька из “Морозко’, а потом начинает ворчать и огрызаться. И да, г-жа Арден вскользь упомянула, что Яра живет под постоянным прессингом и поэтому не может выражать свои эмоции. Но это не чувствуется, потому что момент, когда Яра наконец-то решила высказать колдуну наболевшее описан также сухо, как и все остальное в этой книге. Также у меня, как и у многих, вызвал недоумение факт того, что главная героиня считает себя пугалом огородным хотя все встречные-поперечные мужчины (кроме папы) либо активно стелятся перед ней, либо делают разного рода намеки.


    Но я обязательно запомню дату твоего совершеннолетия.

    Как мне кажется конфуз касательно многих моментов, в частности характера Яры, можно было бы легко исправить, если бы в книге были полноценные главы о детстве героини. Моменты, которые показали бы, откуда у характера ноги растут. Почему она не может противостоять сестрам? Почему Яра (и читатель) в конце должна простить сестер, если они показаны исключительно как злюки-завистницы? Г-жа Арден могла бы показать их конфликт намного глубже, чем получившееся в итоге “они ее не любят, потому что завидуют”. Да, был вброс про то, что они якобы винят Яру в смерти матери, но это никогда не показывалось. Единственное, что мы знаем про них - обе писаные красавицы, но Василиса красивее (или это была Мира?). Знаете, кто бы что не говорил про отношения сестер Арчерон из КШиР-а, но Маас хотя бы с самого начала показывала Несту и Илейн как особ крайне неоднозначных. Почему Яра считает себя страшной? Вот была бы сцена, где женщины и дети плачут от ее вида, я бы поняла. А так у нас просто бухтящие базарные бабки и открытие того, что оказывается горожане Яру в глаза лет десять не видели. Я понимаю, что Лия Арден хотела сделать, но она, на мой взгляд, неправильно подошла к реализации. Это касается и моментов с экспозицией лора, которые введены в текст максимально топорно и искусственно. Да, это я про эпизод, где всю информацию про терки братьев-месяцев мы узнаем через сказку, рассказанную взрослой девушке ее пожилой нянкой.
    Любовный интерес N1 Илья является другом детством Яры и первым парнем на деревне. Он всегда ее любил, но френдзонил. Права начал предъявлять только когда на горизонте замаячили другие кавалеры. По сути, это единоутробный брат Мала Оретцева и раздражает он по тем же причинам.
    За любовный интерес N2 отвечает Колдун (тот, который в прологе выиграл руку и сердце младенца). Как уже упоминалось, это молодящийся дед. А еще он слеп и хранил свою невинность для главной героини пятьсот лет (или сколько там молодящиеся деды живут?). Кстати, то, что Колдун здесь является вторым углом в треугольнике, можно сказать с большой натяжкой. У меня создалось ощущение, что Яра просто хорошо к нему относиться, но не более того. Хотя, свою влюблённость в Илью она поняла только когда Илья, условно говоря, откинул копыта, так что это вряд ли о чем-то говорит. Особой романтикой тут не пахнет, как впрочем и в сценах с тем же Ильей. Вообще, полноценные сцены и диалоги в книге описываются крайне редко, г-жа Арден предпочитает потом рассказывать все постфактум.
    Касательно твиста с Февралем: если честно, я задумку не оценила. Это сделало ситуацию с мужиками Яры (а там помимо Ильи с Колдуном их ещё двое) ещё более запутанной. Если вкратце, то выяснилось, что Илья и Колдун - это, в прямом смысле, один мужик, которого разрубили надвое. В конце они соединились и на свет появился Февраль, который и взял себе Яру в жены. Опять же, я поняла, что автор хотела сделать. Вместо того, чтобы делать выбор или мутить полиаморию, на самом деле героиня полюбила две части одного человека. К сожалению, твист не сработал по двум простым причинам. Илья - пылкий ревнивец, Колдун - ворчливый пожилой девственник, а Февраль не похож ни на первого, ни на второго. Это кто-то абсолютно новый. Вторая причина кроется в разном отношении героини к двум частям души Февраля. Яра любит Илью, нормально относится к Колдуну. Февраль - это новый герой, которого ни Яра, ни читатель не знают, а Илья и Колдун, считай, мертвы. От Ильи, которого Яра любит и знает лучше, у Февраля вообще осталась только внешность. Но ее, очевидно, ситуация более чем устраивает. Я как будто заново серию Коллин Хоук про египетских богов читаю, ей-богу! Там три девушки делили одно тело и у каждой был свой парень (и все парни тоже были братьями). Одному из кавалеров в свою очередь было плевать, кто из этих барышень управляет телом, и он постоянно лез то обниматься, то целоваться. Да, и такое мне читать доводилось. Можно сказать, что Яра поступает также. Ей все равно, что Февраль за человек, пока у него лицо Ильи, Яра довольна.
    Еще один момент, который, скорее всего, покоробил только меня, но все же, я не могу об этом молчать. Месяцы бессмертны, а Яра - не очень, поэтому когда-нибудь она состариться и умрет, если конечно этого не случиться раньше по причине ее тупости (а такое очень вероятно, поверьте мне). В самом конце, после описания свадьбы и детишек, встаёт этот вопрос. Февраль говорит, что после смерти Яра переводиться, а он будет смиренно ждать её возвращения, как Пенелопа Одиссея. Дело тут исключительно во мне, ибо троп с перерождением одного персонажа, пока второй смиренно считает дни до этого события вызывает антипатию. Меня раздражала эта линия в "Дневниках Вампира". Она также мне не нравилась в "Инуяше". По моему скромному мнению, помимо души и генов человека также формирует и его опыт, а значит переродившаяся Яра мало чем будет похожа на себя нынешнюю. Кто-то видит в этом романтику, я же вижу в этом только экзистенциальный хоррор по типу "Ребекки". Только здесь ты мало того, что соревнуются с более идеальной бывшей женой, бывшая жена - это ты же из прошлой жизни, что более обидно. Ладно, Лия Арден хотя бы подняла вопрос совместной жизни бессмертного и смертного, где сменить расу, как с вампирами, нельзя. Холли Блэк, вон, в серии "Воздушный Народец" вообще не говорила на эту тему.
    Тут даже нельзя сделать скидку на то, что это первая работа Лии Арден. Даже если "Невеста Ноября" действительно была написана раньше той же "Мары и Морока", факт остаётся фактом: её издали именно сейчас. Понятно, что это исключительно филлер, пока Арден не напишет что-то новое. Но, как мне кажется, можно было бы сделать и лучше.

    Содержит спойлеры
    52
    2,3K