Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Центр тяжести

Алексей Поляринов

  • Аватар пользователя
    LikaSever13 мая 2022 г.

    Голосуй или проиграешь

    Знакомство с творчеством Алексея стало для меня неожиданным, ведь я никогда не смотрела в его сторону заинтересованным взглядом. Однако неугасаемый трепет со стороны его заочно преданных фанатов (Карина, привет) сделал своё дело. Больше года я сопротивлялась и сама не поняла в какой момент произошло перевоплощение: вот я делаю «фи», глядя на его творения, а вот я уже задумчиво гляжу на электронную версию «Центра тяжести» и решаю для себя — брать или не брать. Почему именно эта работа?
    Странно, но первый пробный роман Алексея не вызвал во мне любопытства, хотя я обожаю книги, которые сложно достать. Заранее обожаю.
    «Риф», подумалось мне, причисляют к фантастике, а этот жанр точно не моя вотчина.
    Тогда я и решила взяться за «Центр тяжести».

    Вообще хочу отдельно заметить, что мне очень нравится само название. Оно какое-то…. Монолитное, весомое (сорьки за каламбур). Мне кажется, что автор вложил в него какой-то ну очень глубинный смысл, который я не поняла, но ощутила.

    Если в целом — мне понравилось, но тут есть свои оговорочки. Благодаря издательству Inspiria я ознакомилась с материалами, которые прилагались к самой книге. В их числе было и короткое видеообращение, где Алексей говорил о том, что чтение других самобытных авторов освободило его. Он понял, что это его книга, и она может быть необычной, непривычной читателю и ему самому, но если он, как автор, считает нужным сочетать сразу несколько жанров, далёких друг от друга, то он имеет на это право. Помню ещё, что мне так понравилось, как он сказал «освободило». Ведь, действительно, мы часто находимся в тисках собственных нерушимых взглядов, они сковывают нас получше, чем кандалы. Я понимаю, о чём говорил Алексей в видеообращении, и солидарна с ним, но мне как читателю очень странно наблюдать подобные «миксы».
    По сути, перед нами летописно-биографическое повествование, сказка, драма и антиутопия с примесью сатиры и киберпанка. Вы спросите, как это можно уместить в одну книгу, чтобы не вышло чёрт знает что? Откуда я знаю, спросите у автора как он это сделал)
    Я воспринимаю всё это чтиво как единое произведение, но летописно-биографическое повествование мне как-то ближе к сердцу, наверное, мне просто нравится сам жанр (если можно так его назвать).
    Перед нами три главных персонажа, сейчас будет о них.

    История Марины стала для меня почти эпизодической, словно она была полустёрта. Возможно, что как-то так себя и чувствовала героиня, и именно в этом была задумка автора. Казалось бы, перед нами трагедия одного человека, маленькой девочки, как же ей не посочувствовать? Но, увы, Марина для меня не человек-персонаж, а персонаж-ветер. Вот она есть, а в следующий момент её уже и не нет. Личность пропала, а сочувствие так и не появилось. Не знаю как автор умудрился так сделать, ведь обычно я сопереживаю персонажам с глубоким внутренним разломом, хорошо понимаю их гнетущую боль, но, видимо, не в этот раз.

    Поговорим о Егоре? Он мне не понравился. Его персонаж чужой, неприметный и угрюмый. Я оценила его слепую веру в прогресс, непогрешимость его взглядов, даже когда он, вроде бы, подвержен сомнениям. И мне нравится мир, который он приносит за собой в книгу, но не когда это антиутопия, а когда именно сатира. Одна Великая Русская Стена чего стоит. И как же остроумно нам показана её рекламная кампания. Чёрт побери, это шедевр! Не буду спойлерить, но, думаю, все остроумные язвы оценят. То, что окружает Егора понравилось, а вот сам он — нет.

    Подбираемся к главному для меня персонажу — Петро. Он мне нравится, ну ужасно нравится. Единственное, что расстроило, так это то, как быстро и стремительно он повзрослел. Его было так много в начале книги, так много потом, когда книга вместе с ним росла и превращалась в подростка, но позже фокус сместился на Егора, и читать стало не то что не интересно, но не так живо. Возможно, дело в том, что каждому герою тут соответствует свой стиль повествования, и именно Петро принадлежит тот, мой любимый, стиль про который я писала выше. Как же легко мне было понять этого ребёнка, как просто внезапно оказаться в его мире, в этом насквозь застывшем посёлке «Рассвет», в котором дети так отчаянно искали действо, а если не находили, но создавали сами, как и положено детям. Эта часть романа для меня лучшая, за неё господину Поляринову я безмерно благодарна, ведь уже давно не видела такого отличного погружения в лор книги (если можно так выразиться). Собственно, дальше я даю зелёный свет тебе, мой дорогой читатель. Сказать больше — это уже начать вводить спойлеры, а этого я не желаю. Значит, пора и тебе пройти своё перевоплощение: задумчиво глядеть на «Центр тяжести» и решать для себя — брать или не брать.

    P.S. Отдельное спасибо Алексею за разгадку Третьего озера. Такие крохотные, но важные вещи лично для меня наполняют книги дополнительным весом. Можно даже сказать, что в какой-то степени они мой читательский центр тяжести.

    4
    367