Рецензия на книгу
Давайте все убьём Констанцию
Рэй Брэдбери
Аноним9 июля 2013 г.Сразу скажу, что трилогию, последней частью которой и является этот роман, я начал читать именно с него, оттого возможны проблемы и интересные выверты с восприятием. А во всём виноваты низкие цены в букинисте!
«Дело говоришь, старик, просто на свой лад. Ты не такой сумасшедший, за какого тебя считают.» Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Читая отзывы и рецензии на позднее творчество, Рэя Брэдбери периодически сталкиваешься с высказываниями в духе «Брэдбери уже не торт!» или «Исписался Мастер!» или «Ну со старым творчеством это несравнимо!» Однако, мало кто осознаёт, что, когда тебе под 90 лет, оставаться тем самым тортом довольно трудно, и Брэдбери как-то даже и не пытается, а сравнивать книги написанные лет так 50 назад с книгами свежими и вовсе не стоит (я сейчас тоже пишу немного не так, как написал бы в 10 лет). То есть, чтобы книга таки понравилась, придётся привыкать к такому Брэдбери. При этом стоит ясно осознавать, что перед нами всё-таки, постаревший, немало изменившийся, но всё тот же старый-добрый Брэдбери с его излюбленными темами и ходами. Да, да – несмотря ни на что «Давайте все убьём Констанцию» полностью брэдбериевский текст. Иногда даже слишком.
Так с этим определились. Теперь посмотрим внимательнее на сам детектив. А собственно детектив ли это? Брэдбери – хитрец и игрец – за типично нуарной атмосферой и приёмчиками крутого детектива подсовывает нам историю совсем не об очередной цепочке убийств и не об очередном расследовании. Хотя всё вроде бы на месте: и смерти на каждом шагу, и группа довольно цинично-ироничных персонажей-следователей, и скелеты в шкафу, и тёмные комнаты, и бешеные погони в ночи, и дымящиеся сигареты. Над обёрткой, в которую упрятано всё остальное, Брэдбери поработал, да. Только в основном всё это лжесигналы – и убийства не совсем то, чем кажутся, и жертва не совсем жертва, и улики могут вести совсем не туда, куда должны бы в любом приличном детективе.
Так о чём же тогда роман? А он о старости. О старости Голливуда, о его атмосфере, которая уходит в никуда, рассыпаясь в пыль в подсобках кинотеатров, о том, что время нельзя отмотать назад подобно киноплёнке, о том, сколько всего было упущено, сколько ошибок было совершено, о том, что сейчас можно лишь запить бокалом виски и закурить сигаретой. И ещё о том, что самый страшный убийца – время. От него невозможно убежать и как бы бешено не крутилась ручка проектора мотая киноленту назад в прошлое, как бы быстро не щёлкали фотовспышки, как бы бесконечно не летела пудра, мы всё-равно уйдём, останемся только буквами на страницах газет, силуэтами на фотографиях. Да и их рано или поздно не станет. И это особенно грустно читать, осознавая, что пишет эти строки уже глубокий старик, чувствующий, что тоже становится динозавром, почти призраком ушедшей эпохи. И оттого так тщательно смакует он последние останки уходящего Голливуда, осколки прошлого, кусочки молодости. И оттого возвращается он к своей идее-фикс про уничтожение, сжигание людьми своего наследия. И потому детективная линия здесь совсем неяркая, а многие вещи кажутся бредовыми. Это действительно напоминает карнавал придурковатых призраков: странные персонажи, странные поступки, странные декорации. Безумные старикашки в безумном круговороте. Но нет, Брэдбери в своём уме. Просто он слегка подустал, а может решил поиграть с нами, иронично улыбаясь. А может и то и другое вместе. В ностальгической, абсурдистской форме он снова пытается нам что-то рассказать. А мы всё про детектив да про детектив.
А это грустная книжка про увядание.
Хотя Брэдбери есть Брэдбери. И пробивая тьму, он побеждает старость. Каждым своим текстом он побеждал старость. И говорит он нам, пожалуй, простую мысль –«Не надо сдаваться, не надо убегать – нужно видеть радость в каждом, абсолютно каждом, мгновении своей жизни. И тогда невидимый убийца отступит». Вот такой вот жизнеутверждающий посыл в итоге.
Итог: Странный, но куда более глубокий, чем кажется на первый взгляд, роман, который не стоит огульно принимать за детектив. Книга про старость от постаревшего мастера, которая, тем не менее, содержит жизнеутверждающий посыл.
Оценка: 7 из 10
P.S. Но высшей оценки, разумеется, не заслуживает. Всё-таки поздний Брэдбери странные тексты писал, и хоть умом и находишь в этом свои прелести, но вот пиршества для души к сожалению нет. Сложно молодым книги про стариков читать видимо.
P.P.S. А обложечка с чудесной чёрно-белой фотографией чудесна и идеально вписывается в контекст романа ^_^550