Рецензия на книгу
Собачье сердце
Михаил Булгаков
Аноним12 мая 2022 г.Серьезно? И вы точно читали Булгакова?
Несколько лет назад, до меня, неразумного, наконец дошла "гениальная" по своей простоте мысль, заключающаяся в следующем тезисе: - Невозможно понять любое художественное произведение без знания и понимания контекста.
То есть читателю для полного анализа текста произведения нужно "всего лишь" досконально знать хотя бы небольшой отрезок истории лет так в 20-30, который предшествовал времени написания книги. Неплохо было бы изучить и исторический период на момент издания книги, да к тому же важно знать биографию и идейные и жизненные принципы автора книги.
Ну, загнул...
Ладно, попробую объяснить свой тезис на примере одной из самых читаемых повестей Булгакова "Собачье сердце".
Итак, присаживайся читатель, поудобнее, обещаю, что будет много любопытных цитат из разных книг и надеюсь, что наш разговор будет познавательным.
Начнем с цитаты профессора Преображенского из повести Булгакова:
"Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Угнетенным неграм? Или португальским рабочим? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?"Я поинтересовался и спросил у пары десятков читателей: - Кто и зачем забил досками главный вход в дом и заставил профессора Преображенского ходить через черный двор по черной лестнице?
Все либо недоуменно пожимали плечами, либо говорили, что народ, пришедший к власти в октябре 1917 года был "дурным" и сам порой не понимал, что творил.
Хорошо, давайте просто спросим себя, а зачем в царской России были черные ходы и черные лестницы?
Для ответа на этот вопрос откроем великолепную книгу Екатерины Коути Екатерина Коути - Недобрая старая Англия (кстати, всем, кто еще не ознакомился с ней, настоятельно рекомендую к прочтению):
"Викторианский дом был построен так, чтобы разместить два отличных друг от друга класса под одной крышей. Для вызова прислуги устанавливали систему звонков, со шнурком или кнопкой в каждой комнате и панелью в подвале, на которой было видно, из какой комнаты пришел вызов. Хозяева проживали на первом, втором и иногда третьем этаже.
Глядя на такую роскошь, слуги нижнего звена наверняка думали: "Везет же некоторым!" Им приходилось спать на чердаке, а работать - в подвале.
От подвала до чердака - большое расстояние, а хозяевам вряд ли понравится, если слуги снуют по дому без веской на то причины. Эта проблема решалась наличием двух лестниц - парадной и черной. Лестница, этакая граница между мирами, прочно вошла в викторианский фольклор, но для слуг она была настоящим орудием пытки. Им приходилось носиться по ней вверх и вниз, таская тяжелые ведра с углем или с горячей водой для ванны (стр. 84)".Ровно то же самое было и в Российской империи, просто еще не нашлось смельчака (может мне тряхнуть стариной и как-нибудь взяться?), который написал бы книгу под названием "Недобрая старая Россия".
Практически все читатели пролистнувшие повесть Булгакова, ставят себя на место "интеллектуалов" профессора Преображенского или доктора Борменталя. А я предлагаю вам хоть раз встать на сторону людей из домкома и других простых жителей из народа в калабуховском доме. Да, я понимаю, что это трудно, но все же.
Итак, каким же будет наше внутреннее чувство, если мы из-за своего крестьянского и рабочего происхождения всю жизнь должны были прислуживать господам, бегать только по черной лестнице, жить в подвале и всегда знать свое место?
Как мы будем себя ощущать, если у большинства из нас будет всю жизнь отсутствовать право на многие элементарные вещи, на которые имеют право господа по праву их рождения?
Какое у нас будет чувство, если нас принимают за быдло и не пускают в Летний сад?
Откроем книгу Осипа Мандельштама, где он вспоминает жизнь в царской России Осип Мандельштам - Шум времени (сборник)
Но, ведь это же элементарный дресс-код, - воскликнет читатель, - так делается во всех странах. Да, согласен. Только вот откуда у 90% населения Российской империи появится хорошая одежда для прохода в Летний сад, если почти каждый из них тупо выживал в нечеловеческих условиях.
Вот и спросим себя, читатель: - Что испытывали наши соотечественники, видя каждодневный социальный расизм господ типа профессора Преображенского?
Буквально на днях прочитал воспоминания Николая Вержбицкого Николай Вержбицкий - Записки старого журналиста
Вы только посмотрите как он называет первую часть своих мемуаров, в которой рассказывает о своем детстве в царской России
"Угрюмое было у меня детство. Такое же, как у всех ребятишек петербургской бедноты. И сейчас трудно будет представить, до какой невыносимой степени ожесточала детские сердца эта беспросветная, унижающая нищета, а рядом с ней наглое, самодовольное богатство. Вот почему мы едва ли не с пеленок учились ненавидеть...
На кухне, где мы спали, постоянно горела плита или шумел примус, кипятилось белье, готовилась еда для "столующихся" жильцов и приходящих студентов - "нахлебников", над корытом взлетала мыльная пена, на гладильной доске двигался пышущий жаром утюг, а над ним склонялось измученное лицо матери".Наверняка, почти каждый из вас читал книгу Борис Васильев - Завтра была война (сборник) или смотрел одноименную экранизацию режиссера Юрия Кары. Помните, как завуч школы, роль которой играла Вера Алентова, доводит ученицу до самоубийства, заставляя ту отречься от своего отца - "врага народа"?
Я даже спорить не буду, было ли такое на само деле или не было. Нелюдей хватало во все времена и во всех странах, только в СССР их процент был ничтожным. Но, давайте представим на миг, что это завуч то же когда-то был учеником, например, таким как Николай Вержбицкий, которого унижали в царской России только за то, что он не стал предавать своего брата:
"Директор вместо урока латыни, которую он преподавал, устроил в классе любопытный опрос. Он вызывал гимназистов по алфавиту и предлагал им самим дать сведения о своем происхождении и общественном положении родителей.- Артамонов Василий, - начал он. - Скажите, пожалуйста, кем является ваш отец и какого он происхождения?
- Мой отец купеческого рода, - бойко отвечал Артамонов, - и сам купец первой гильдии, а также домовладелец.
Дальше следовали отцы: дворяне, чиновники, занимающие крупные служебные должности, профессора, адвокаты, врачи...
Дошла очередь до меня. Золотые очки директора, злорадно блеснув, направились в мою сторону. Я встал и увидел лица товарищей, обращенных- Мой отец, - сказал я, встав со скамьи, - был крестьянин Виленского уезда, белорус, потом солдат Преображенского полка.
- А чем он занимается, окончив военную службу?
- Работал в Петербурге... сперва дворником, потом курьером.
- А ваша мать?
- Крестьянка Тихвинского уезда... Была прислугой...
- Довольно! Сядьте! - Директор снова надел очки. - Как видите, ваше происхождение, в сущности, не дает вам право на среднее образование, и только снисходительность министра..."
Просто на миг встаньте на место этого паренька и представьте, что он испытывал, когда его унижали перед всем классом, заставляя публично говорить о его низком социальном происхождении. Разве это не социальный расизм? И ведь таких пареньков были тысячи.
Да, да, друзья, вы же привыкли читать о "кровавом тиране Сталине" и "бесправном времени", а что было до этого вам и невдомек. Ребята, просто отмотайте пленку на 30-40 лет назад от Сталинской эпохи и вы увидите, в царской России творилось такое, что волосы дыбом встают на голове.
Я ведь не оправдывать кого-то хочу. Наоборот. Я хочу разобраться в нашей истории. Разобраться и понять откуда у людей вдруг проснулась такая жестокость по отношению к своим соотечественникам. И надо спокойно и без утайки признать, что большинство российского народа, жившее при Романовых впроголодь и испытывающее каждодневное унижение, ненавидело господ. Нет, русский народ добродушен и отходчив, многие из них не желали кому-то смерти. Но, я уверен, небольшую долю злорадства испытывали многие из наших соотечественников, когда видели бывшего хозяина жизни, копающего яму или убирающего веником улицу.
Да, наверно, со стороны это выглядит мелочно, но люди, которые еще вчера были быдлом и ходили всегда по черной лестнице, заколотили парадный вход для того, чтобы бывшие господа в лице профессора Преображенского ходили вместе с ними только по черной лестнице.
Вот почему в начале своей рецензии я настаивал на доскональном изучении контекста. Вам важно понять, что вас постоянно обманывают, вытаскивая 70 лет Советской власти из истории нашей Родины. Вы постоянно поддаетесь на "слезы" Шмелевых, Преображенских и других господ, потерявших в ходе революции власть над рабами, и закрываете глаза на то, что творили эти господа до 1917 года. Вы думаете, что стали бы такими же господами? Я вас разочарую, в 9 случаях из 10 вы были бы крестьянином или рабочим.
Как я уже и говорил, многие читатели любят ассоциировать себя с "интеллектуалом" профессором Преображенским, так остроумно отзывающимся о Советской власти. Лично у меня этот социальный расист вызывает лишь отвращение. Что поделать, таким его вывел автор книги.
Читатель, ты помнишь, какой породы собаку профессор Преображенский взял на свою экспериментальную операцию?
Да, да, это беспородная дворняга, пролетарий в шкуре, рабочий и крестьянин. Для профессора это была биомасса, не представляющая в его аристократических кругах никакой ценности. И писатель не раз подчеркивает это.
Судьба Булгакова была расчерчена, достойная врачебная практика, карьера писателя или быть может доктора, парадная лестница. И вот произошло ужасное, после революции 1917 года, люди, бывшие рабами, лишили Булгакова этих господских привилегий. Естественно, писатель возненавидел народ, разрушивший его безбедное и паразитарное существование. Эту ненависть он постоянно вкладывал в уста профессора.
Чей труп привезли к нему на операцию?
Правильно, люмпена Клима Чугункина. Их никогда не жалко.
Профессор Преображенский - это предвестник доктора Менгеле, проводившего опыты над такими же людьми, которых не было жалко" - Знаете ли, профессор, если бы вы не были европейским светилом и за вас не заступились бы самым возмутительным образом, вас следовало бы
- За что?!
- А вы не любите пролетариат!
- Да, я не люблю пролетариат…"
Пролетариат построил Преображенскому дом, пролетариат приготовил и вырастил ему еду, пролетариат сшил ему одежду и обеспечил его всеми благами цивилизации, при этом пролетариат не имел права ни ходить в Летний сад, ни подниматься в дом по парадной лестнице. А профессор Преображенский этот народ не любит. Для него рабочие люди - это биомасса, которая нужна лишь для опытов и для его услужения.ужения.
Довольно, читатель, хотя я бы мог еще долго рассказывать о контексте в повести Булгакова, бывает так и хочется выплеснуть все те знания, которые почерпнул из множества умных книг.
А в следующий раз мы поговорим о других событиях, которые старательно замалчиваются современными пропагандистами от истории. О крестьянских бунтах в царствование Николая II, о нищенской жизни студентов в царской России, о еврейских погромах, которые устраивали петлюровцы и белогвардейцы в Гражданскую войну и еще много о чем. Черновиков накопилось море, найти бы времени и сил все перепечатать...862,8K