Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним12 мая 2022 г.

    «Одна человеческая жизнь — сходная цена за те познания, к которым я стремлюсь, за власть над исконными врагами человечества» (с)

    Всем известно, кто такой Прометей. Один из титанов древнегреческой мифологии, защитник и по одной из версий — создатель людей вместе со своим братом Эпиметеем, бывший столь добрым, что подарил людям огонь, хотя и был после обречен на ужасные муки.
    Виктор Франкенштейн стал негласным Прометеем своей собственной эпохи, хотя на этом как начинается, так и заканчивается их с Прометеем сходство, поскольку в отличие от Прометея, Виктор не смог взять на себя ответственность за созданное им существо.

    Итак, Франкенштейн. Точнее, монстр Франкенштейна, безымянное и навевающее ужас своей сутью создание, уже давно и прочно укоренился в анналах истории ужасов, а также многочисленных ответвлениях вроде литературы и кино. Про Дракулу я читала, про оборотней знаю не понаслышке, и хотя практически все отзывы на эту книгу были достаточно средними, если не сказать — отрицательными, желание окунуться в это повествование и воочию увидеть создание одного из самых известных классических монстров, было слишком велико.
    Прочитать я прочитала... Не могу сказать, что я получила колоссальное удовольствие, так как не за ним я пришла к этой книге, но мне было весьма любопытно, и это чувство я в целом удовлетворила.

    Принимая во внимание время написания, думается мне, что книга для той поры была новаторской, провокационной и изрядно щекочущей нервы. Вероятно, она весьма сильно пугала и, опять же - вероятно, так же, как и «Вампир» Полидори, стала основополагающей темой для определенного рода литературы. Впрочем, в реалиях современности в ней нет ровным счетом ничего, что могло бы хоть как-то напугать искушенного читателя. Просто красочный рассказ о том, как человек решил поиграть в Бога, и во что в итоге это вылилось.

    Личность Виктора Франкенштейна оказалась достаточно однозначной и признаюсь честно, Виктор мне не понравился. В силу ли воспитания, в силу ли своей тонкой душевной организации, однако питая честолюбивые замыслы и непомерные амбиции, он перепугался творения собственных рук и, вместо того, чтобы принять на себя всю ответственность за его дальнейшую судьбу, малодушно сбежал, от чрезмерного потрясения испытав нервный припадок и провалявшись несколько месяцев в бреду и беспамятстве (подумать только, какая тонкая душевная организация была у мужчин той эпохи!..). И в этом заключается одна из самых отрицательных черт его характера — слабость. В Викторе не чувствуется сила духа. Он все время страдает, дичится людей, замыкается в себе, падает в обмороки и оказывается под влиянием нервических припадков, винит себя во всем, но в то же время не делает ровным счетом ничего, чтобы хоть что-то исправить. Так и хочется ему сказать — извини уж, дружище, но воскресший труп — это тебе не чирей на заднице, сам по себе он не рассосется! Возможно, не сбеги он с самого начала, прояви хотя бы толику жалости или сострадания хотя бы из уважения к тому, кого он фактически вытащил с того света (и кто его об этом совершенно не просил), то ему бы не пришлось пережить все то, что выпало на его долю. Однако тогда не было бы книги. И это малодушие вкупе с нежеланием деятельно разгрести тот ворох проблем, который возник из-за его честолюбивых замыслов, и делает Виктора малоинтересным и томным героем вечно страдающего образа.
    Именно поэтому Виктор был прав, обвиняя во всем себя. Конечно, нельзя сказать, что его создание совершенно ни при чем, так как зло вершилось именно его руками, но первопричиной всему стала безответственность Виктора к результату его собственных изысканий. И хоть и запоздалый, но все же вывод, что не стоит играть со слишком сложными и неподвластными человеку материями.

    Вообще хотя все персонажи прописаны в достаточной мере полно, никто из них не вызывает симпатии. Они все пусты, картонны, безжизненны и призваны лишь составить контраст между привлекательным и светлым образом человека полноценного и счастливого и несчастным уродом, который в принципе не виноват в том, что он такой.

    Финал книги повергает в недоумение, когда бросаясь из крайности в крайность, Виктор решается покончить со злом, но его мотивация не слишком постоянна, она мечется, словно пойманная в силки птица, то испытывая ярость и гнев, то считая это высшим возмездием и обещанием Всевышнему. И пожалуй, насмешливое подначивание создания мало говорит о его желании все завершить. Потому что до самого конца его мотивация в этом преследовании остается неизвестной.

    Злобное и коварное, это существо все же говорило здравые вещи и, окажись на его пути своевременно тот, кто смог бы понять его и не то что принять, но хотя бы не броситься в ужасе прочь, то оно скорее всего смогло бы сохранить в душе ту тягу к добру и свету, которые обнаружило в первые месяцы своего существования.
    Все же печально, что всегда и везде люди в основном судят по первому впечатлению. Внешность почти всегда и во всем играла главную роль и, хотя многие писатели красиво и поэтично писали о том, то главное не внешность, а то, что внутри, однако что ни книга, то прелестная героиня и прекрасный герой. А ведь с лица воду не пить...

    И все же я не считаю потраченное на книгу время потраченным впустую. Я обогатила свой литературно-послужной список еще одним классическим произведением, в свое время бывшее шедевром, а сейчас просто представляющим собой классику вполне конкретного жанра. Я не получила того удовольствия, которого была вправе ожидать, но и не испытала жгучего разочарования. Поэтому отмечу книгу как крепкое, но среднее художественное произведение, дающее понимание об истоках всех знаменитых книг и фильмов о Викторе Франкенштейне и его монстре.

    3
    161