Рецензия на книгу
Саврасов
Олег Добровольский
Аноним12 мая 2022 г.Очень хорошо написано, прекрасная книга
Олег Добровольский написал действительно красочную, атмосферную книгу, почти художественное произведение, так искусно пройдя через все годы жизни писателя, что они читаются как художественный роман.
Конечно, Олег пытается приукрасить художника, дать несколько завышенные оценки его работам, встает на сторону Саврасова и в тот период его жизни, когда он не смог справиться с алкоголизмом.
На мой взгляд не все работы Саврасова были действительно гениальными и высоко художественными, особенно учитывая труды передвижников. Он мог и создавал посредственность и это проявлялось уже в молодости, и было продолжено им и в зрелые и преклонные годы. По моему мнению сильный и вдохновенный творец будет всегда стремиться оставлять после себя только самые совершенные творения и всегда стараться расти и совершенствоваться, а если он разбавляет свои работы откровенным мусором, значит не уважает ни себя, ни свой талант. Тем не менее, некоторые работы Саврасова действительно можно считать шедеврами, и не только знаменитые Грачи.
Нельзя согласиться с автором и в оправдании нравов художника. Характер Саврасова не был приспособлен для отчаянной борьбы с жизненными трудностями, хотя многих людей такие препятствия только закаляют. Он слишком просто и наивно относился к жизни, и рано получив должность академика и преподавателя словно бы с радостью укрылся в этом от всех жизненных проблем, не пытаясь за все это время поставить перед собой новые и большие цели, преодолеть свое житие бытие и добиться большего. Это вскрывает в нем характер наивного и не думающего о будущем ребенка, каким он и оставался всю жизнь, а когда начались настоящие испытания жизни он попытался в силу своего характера просто убежать от них, в том числе в таком последнем пристанище, как алкоголизм. Все это говорит о многих его слабостях и недостатках, об инфантильности и безответственности, которые, конечно же, в этой книге автор старается всячески скрыть и затушевать.
Это не столько сухая и документальная попытка пройтись по жизни и творчеству художника, какие, например, выходили из под пера Грабаря о Репине или Кудри о Верещагине, здесь автор книги вложил весь свой художественный талант, чтобы нарисовать реалистичное и живое повествование. Перед нами красочное плотно, настоящая жизнь человека. Как картины кино следуют главы, и читатель уже не замечает, как оказывается в России второй половины 19 века. Все здесь описано гармонично, красиво, с умом и любовью. На мой взгляд это достойный пример того, как можно и нужно писать о жизни людей искусства.2149