Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Klara and the Sun

Kazuo Ishiguro

  • Аватар пользователя
    Shekanna10 мая 2022 г.

    Клара, Солнце и много вопросов

    Удивительный писатель Кадзуо Исигуро... Вот берет вроде бы самую банальную тему, пишет незамысловатую историю, а получается у него что-то изящно-оригинальное, цепляющее за душу, да и сказать по чести - в полной мере выдающееся. При этом, когда начинаешь пересказывать идею и сюжет, то банальность даже в зубах вязнет. Ну, вот тот же знаменитый «Не покидай меня» - история про клонов, которых выращивают как доноров. А «Клара и солнце» - очередная история про андроидов… И вроде бы уже вертели-крутили эту тему - есть ли у робота душа, стоит ли к нему относится как к человеку, и вообще — может ли робот заменить человека? И сериал «Мир дикого запада», и «Бегущего по лезвию бритвы» и «Облачный атлас» и «Видоизмененный углерод» тоже в каком-то роде на эту тему… Что есть человек? Что есть душа? В чем ключевая разница между искуственным и естественным сознанием?
    Но… удивительность книг Исигуро в том, что они как многослойный пирог, в котором сколько не обозначай вопросов, всегда найдутся еще новые и новые под ними. И все это при том, что сами истории вроде бы совсем незатейливые. Событий как таковых в книге мало, и, большинство из них происходит в очень ограниченном пространстве. А половина событий — это вообще внутренняя жизнь главной героини. Ритм книги очень неспешный, он идеально подходит для того, чтобы войти в нужное состояние — спокойной созерцательности, которая с одной стороны, не лишена эмоций, с другой — позволяет замечать и оценивать гораздо больше, чем обычно нам доступно. Опять же как и в случае с «Не покидай меня», мир описан очень схематично. Не дается никаких подробных объяснений — что же именно происходит? Почему идут такие массовые увольнения? Что из себя представляют сообщества людей, которые покинули социум? Почему исчезли реальные школы, при том, что колледжи остаются? И даже не до конца понятно — что за «форсирование» проходят дети? Мы по намекам догадываемся, что это, очевидно, не только полезная, но и рискованная процедура, и что причина болезни Сал и Джози именно в этом. Но в чем именно риск остается неясным. Как и то — каким образом люди с первого взгляда отличают форсированного подростка от нефорсированного? Поначалу эта неясность слегка раздражает, как крошки на скатерти, но довольно быстро перестаешь обращать на них внимание — за счет отождествления с главной героиней, которая тоже познает этот мир практически с нуля. Тот же самый эффект в «Не покидай меня» - мы смотрим на мир глазами персонажа, который, по сути, очень мало знает об этом мире. Реальность клона такая же узкая и подчиненная определенной цели, как и реальность Искусственной подруги. И в этом есть свое тонкое читательское удовольствие — смотреть на мир сквозь узкую щель, при этом ощущая его огромность и полнокровность.
    Честно говоря, я ожидала, что книга закончится трагично. Напряжение и предчувствие конца растут от странице к странице — автор подбрасывает и подбрасывает дровишек в огонь безнадежности. Ты ощущаешь, насколько бесплодны и наивны надежды Клары, насколько наивно ее рвение исцелить свою подопечную. И в какой-то момент даже злишься, что Искуственная подруга обнадеживает и других. Но в тот самый миг, когда все по законам логики должно рухнуть в тар-тарары... внезапно случается чудо.
    И ты так никогда и не узнаешь — было ли это волшебным совпадением, или результатом молитвы Клары. Более того, внезапно осознаешь, что ты никогда это не узнаешь и в жизни. Что хранит тебя — господин случай или молитва матери, внезапная интуиция или животворная надежда? Есть вещи, которые невозможно постичь, но.. еще ты понимаешь, как важно иногда открыть шторы, чтобы солнце вопреки всем указаниям ворвалось в комнату. Как важно иногда быть нелогичным, неправильным, но преисполненным надежды. Тоже самое, что искать капитана Гранта по нелепой записки, где известна только широта. Не является ли сама надежда отчасти плодом нашей интуиции?
    Исигура щедро рассыпает вопросы без ответа почти на каждой странице. Так, оборвавшаяся история с искусственной Джози — это отдельный пласт. Что есть душа? Что есть уникальная личность человека — реальность или наше суеверие? Мы набор клеток или что-то большее?
    А еще отдельно тема про генные изменения… И про ценность работы и освобождающее действие безработицы.. И про отношение родителей и детей. И про любовь, которая заканчивается и не заканчивается одновременно…
    Походя, легкими мазками он кидает нам пачки вопросов. И потому легкая и небольшая повесть вдруг кажется огромным томом. Нет, не из-за того, что она долго читается, а потому что она просто не заканчивается. Закончив читать, ты тут же начинаешь в голове делать это снова и снова.. И как Клара тасует свои воспоминания, ты перебираешь оставленные тебе в наследство вопросы. И хватит их, чувствую, на всю жизнь.

    Для ДП 2022 - команда "Радио БедЛам"

    6
    211