Рецензия на книгу
Little Dorrit
Charles Dickens
Аноним7 июля 2013 г.Шедевр сэра Диккенса, или Крошка Доррит как орудие пытки
О, эта книга, этот роман, который истязал и мучил меня в течение нескольких лет!... Не менее 5 копий разных форматов в электронном варианте, бумажная книга, 2 электронных копии на языке оригинала, перевод на французский - для чтения онлайн на сайте Gallica - ничего не способствовало тому, чтобы чтение книги хоть как-то ощутимо продвигалось. Не менее 10 раз брала я ее приступом (любимая бабушка не даст соврать, потому что каждый раз я ей обещала, что вот теперь-то точно дочитаю и впечатлениями поделюсь) и на одном и том же месте меня как в фильмах о взятии крепостей в древности отбрасывало от нее катапультой. Всё это привело к тому, что когда всё таки настал предел моему терпению (или книжной вредности) - я просто проглатывала содержимое, чтобы этот кошмар уже побыстрее закончился. И да, можно было бы гордиться, что я-таки осилила этот фолиант, но почему-то не возникает ни капли этого чувства...
Я не люблю Лондон, хотя ни разу там не была, и не хочу там когда-нибудь оказаться, я не люблю городской грязи и нечистоплотных людей, но, когда я наблюдаю это, то испытываю физиологическое отвращение, вместо того, чтобы не париться и пройти мимо - а всё потому, что я перечитала Диккенса. Фильм Большие надежды, недавняя экранизация с Рэйфом Файнсом (видать, судьба его такая - играть то мрачных злодеев в викторианской темной Англии, то обожженных героев в коконе из ужасающих повязок) - только окончательно укрепила меня в отвращении.
И я понимаю, что одну и ту же картинку всегда можно представить как минимум с двух разных позиций. И никогда не поверю, что в викторианском Лондоне не было островков спокойствия, красоты и чистоты, не было бескорыстных людей, чтобы чуть-чуть сместить акценты на что-то более позитивное. Ведь взять того же маэстро Виктора Гюго - у него грязи, натурализма, нищеты, горестей и болезностей человеческих ничуть не меньше, чем у Диккенса (одно только описание парижской канализации и скитаний по ней чего стоит!) - но все равно остается светлое чувство надежды. Заметьте, что француз и англичанин творили примерно в одно время и, что немаловажно, Париж тогда был нисколько не чище Лондона.
Вообще, что это было? Смесь детектива и мистики? Пенитенциарно-бюрократический роман? Ужасные длинноты, резкие перескакивания со светлого на темное и обратно, безосновательное, запутанные взаимоотношения действующих лиц, везде грязь, смрад и люди сами какие-то скользкие и липкие. Бррр. Хорошо только тем, что сподвигает сделать дома генеральную уборку по еще чистому.Ужасно, одним словом.
17138