Рецензия на книгу
Зейнаб
Мухаммед Хусейн Хайкал
Аноним3 июля 2013 г.Да, как-то непросто…Нужно ведь правду… Это первая спасаемая книга, и не удалось….
Оказалось, что у этой книги рецензия есть. Она в начале, непосредственно перед романом. Я ее не читала. Мне важно было создать свое мнение и пережить свои впечатления. Поэтому повторяться и описывать сюжет не буду.
Поделюсь мнением и впечатлениями.
Выбирая эту книгу, я надеялась на достоверность, потому, что она написана именно египтянином о своей стране еще до первой мировой войны.
Обычно мы читаем о Востоке жаркие любовные истории, а если о Египте, то из периода Пирамид и фараонов. Здесь описывается жизнь обычной египетской деревни начала 20 в., что меня заинтересовало. Было интересно примерно 4 главы. Затем стали появляться вопросы и претензии.
Я поняла, что впечатлений не будет, любовная тема как-то не убедительна. Моя душа, избалованная массой прекрасной литературы, не заинтересовалась.
Зейнаб умерла от любви, но я не поняла, что это она вдруг воспылала, будучи замужем уже довольно давно.
У Хамида в голове вообще мешанина, то он любит одну, то другую, то всех сразу, а то вдруг бежит каяться и смывать грехи, которых не было.
Влюбленные мужчины абсолютно ничего не предпринимают, только вздыхают, глядя, как любимые выходят замуж за других. Неужели такие отношения были и сохранились?
Уму же пришлось включаться. Ему излагать мнение.
А мнение таково.
Книга далека от художественной литературы в моем понимании. Жанр не определю, но думаю, что автор надеялся, что получится реалистический роман.
Это такое ностальгически--сентиментальное излияние души молодым человеком, живущим вдали от дома. В нем совсем нет диалогов, все повествование наивно - описательное.
Мне вспомнились сочинения, которые мы писали в школе, щедро используя прилагательные превосходной формы, чередуя разные описания со своими или где-то прочитанными умозаключениями.
Да, вначале мне было интересно описание природы, быта деревни, подробное описание мусульманских религиозных обычаев, отношений полов. Но затем автор начал повторяться, уходить в цветистость и длинные размышления о смысле жизни вообще и в Египте в частности.
Его мысли мне ясны.Проживая в Европе, улавливая разницу в образе жизни, он пытается воспроизвести, проанализировать жизнь на родине, и найти правильный ответ. Это тоже некая рецензия. Рецензия на жизнь Египта, какой она видится издалека молодому человеку.
Тоска по природе, дому переплетается с раздумьями об укладе семьи, религии, обычаях. Он с горечью пишет о том, что все неправильно, слишком мрачно и уныло.
Герои романа вторичны. Первичен автор, с размышлениями о жизни, любви, грехе. Мысли и чувства борются в нем с вековыми традициями и религией. Он ищет истину, мечется, не может определиться.
В образе Хамида – сам автор. Мне показалось, что себе и своей философии он уделил больше внимания, чем Зейнаб.
Что ж, вероятно, для начала 20 в., для Египта это была необычная, прогрессивная литература, призывающая выйти из мрака невежества в большой мир, но сейчас книга может заинтересовать только узкий круг читателей, изучающих подобную литературу по каким-то причинам.
Для меня она оказалась простоватой, не смотря на многочисленные философские высказывания. Особенно не понравился стиль изложения, я так и не отделалась от мысли о большом школьном сочинении.
Но все же я не пожалела, что прочла, теперь я имею представление о жизни Египта в те годы.
И цитата, которая понравилась:
«Там, где в борьбу вступают чувства и разум, победа за тем, кому помогает природа».5261