Рецензия на книгу
Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого
Фридрих Ницше
Аноним3 июля 2013 г.Все ницшевское фанфаронство относительно великих функций войны как охранительницы культуры и фактора естественного отбора – это только фантазии человека, понятия не имеющего о том, что такое война, живущего в эпоху длительного, прочного мира и надежно обеспеченных банковских вкладов, в эпоху, наскучившую себе самой своим непроходимым благополучием.
Томас МаннНапрочь утопическая, по моему мнению, философия. Утопичность ее в том, что для начала люди должны подняться над землею, вырваться из окостенелости, а затем уже полететь ввысь, как предлагает Ницше, став "гордым и трагически-прекрасным человеком". В ближайшие тысячелетия для нас эта идея будет неосуществима. Человек пока остается запертым в клетке своего собственного сознания, обремененный страстями своей природы. Дух стяжательства, тяга к самоутверждению, самосохранению и наслаждениям будут блокировать мост к сверхчеловеку и далее.
К тому же, прочитанная философия действительно слишком спорна, афористична, чтобы принимать ее однозначно, и она в свое время создала эффект взорвавшейся бомбы (не так ли на самом деле и задумывалось?). Все-таки если ты пишешь для людей или будущих сверхлюдей, и если ты хочешь, чтобы твоя философия сослужила добрую службу (если ты конечно хочешь этого) то будь добр постараться написать так, чтобы твое учение не вылилось в крайний нигилизм и полнейшее разрушение всего.
Проф. Е. Трубецкой в своих статьях о философии Ницше, между прочим, замечает, что учение Ницше о сверхчеловеке есть свод всех внутренних противоречий учения Ницше вообще. Действительно, у Ницше встречается так много противоречий и непоследовательностей в мыслях, что они бросаются в глаза даже при поверхностном чтении его сочинений. Отрицая сначала и то, и другое, и третье, он в конце концов, сам того не замечая, приходит к утверждению всего того, что он только что отрицал. Процесс его мышления — это процесс постоянного восстановления того, что он незадолго пред тем с таким тщанием разрушал. С.П. ЗнаменскийТакже, по-моему, чтобы вершить суд над людьми и перестраивать мирскую систему, необходимо попробовать все-таки снизойти до того стада, которое так презирает философ. И у маленьких людей есть свои достоинства.
Еще я не могу принять эту философию потому что считаю, что человек не годится на роль божества, которое ему навязывает Ницше. И в его трудах я вижу все больше самодовольства, самовлюбленности, говоря прямо, филистерства.
"В гордом человеке в вашем смысле есть что-то мистическое. Быть может, вы и правы по-своему, но если рассуждать попросту, без затей, то какая там гордость, есть ли в ней смысл, если человек физиологически устроен неважно, если в своем громадном большинстве он груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восхищаться собой". (Вишневый Сад. А.П.Чехов)
Человека облагораживает, делает человеком в настоящем смысле слова не это странное обожание натурального, зоологического сверхчеловека, "белокурой бестии" Ницше, но вера в действительно сверхчеловеческую и всемогущую силу Добра, способную переродить поврежденного и поддержать слабого человека. О чем нам толковали Толстой, Достоевский, Чехов и множество других выдающихся умов.
Рецензия изменена и дополнена
03.07.13.21383