Рецензия на книгу
Толстая тетрадь
Агота Кристоф
Аноним3 июля 2013 г.Совет будущим читателям этой книги:
не пытайтесь понять, где истина; не пытайтесь разобраться, какой из близнецов и какая из историй настоящие. Это не загадка, которую нужно разгадать, и у которой есть ответ. Здесь просто нужно пройти вместе с героями (героем) каждую из альтернативных историй их (его) жизней.У многих я встретила в рецензиях и цитатниках слова из книги:
Какой бы грустной ни была книга, она не может быть такой же грустной, как жизнь.Так вот, каждая из альтернатив (на мой взгляд) - это попытка создать такую книгу, которая могла бы оказаться столь же грустной, какой порою бывает реальная жизнь. При этом не важно насколько каждая из частей соответствует реальной жизни; главное, чтобы она могла сконцентрировать в себе такие ключи и образы, которые, собираясь воедино, преобразуются в настоящую эмоцию, уже отделившуюся от книги и посаженную в читателя. И именно в соответствии этой эмоции с теми, какие человек порою переживает в самые тяжелые и невыносимые для него моменты жизни, вся "соль" романа.
Созданию этой эмоции не мало способствуют стиль повествования и способ построения предложений, которые многие, как я заметила, считают детскими или "невыносимо простыми". Однако именно тот язык, которым пользуется автор, и подходит более всего к такому роману как "Толстая тетрадь". Объясню почему...
Обратите внимание, что на протяжении всего романа эмоции, переживания, впечатления героев не описываются буквально. Описываются только действия, обстановка и диалоги, при чем они не скрашены мастерскими оборотами и интонациями. Но в определенный момент читатель знает, что герой испытывает невыносимую боль, хотя об этом не говориться ни слова. Таким образом, чувства нам (читателям) не навязываются, нам не расписывается дословно, что "в этот момент Лукас почувствовал, как внутри него разверзается бездна пустоты и мрака" и т.д. Не расписывается, потому что просто пробежав глазами по буквам, читатель может почувствовать лишь отголосок отголоска "того, что пришлось испытать Лукасу". Простые предложения, составленные строго в порядке: сущ-гл-доп, и диалоги практически лишенные интонации, совершенно ненавязчиво заставляют читателя самостоятельно угадывать чувства героев и тем самым переживать их лично. И... по-моему, это гениально!
Каждая из частей романа дергает за разные струны, ведь у каждого читателя разные эмоциональные точки соприкосновения. Меня, например, больше всего задела часть "Доказательство", тогда как "Третья ложь" оказалась разочарованием (не потому, что она плоха, а потому что показалась тусклой по сравнению с двумя предыдущими).
Ну, и напоследок скажу, что было безумно интересно находить якори в историях. Например, соответствие Клары (из второй части) и Матери (из третьей) через "Но ты будешь так же красива с седыми волосами и без косметики", через ожидание Томаса/Лукаса; и другие подобные якоря, которые связывают и переплетают истории и создают эффект "дежавю".
961