Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собачье сердце. Дьяволиада. Роковые яйца. Повести и рассказы

Михаил Булгаков

  • Аватар пользователя
    ValentinBerestov2 мая 2022 г.

    Повести и рассказы М.А. Булгакова

    Текст рецензии писался на основе книги, не найденной в имеющемся перечне, к другим изданиям имеющиеся претензии, надеюсь, не относятся.

    Булгаков М.А. Собачье сердце. Повести и рассказы. / Сост., послесл. И прим. В.И. Сахарова; Ил. И.Н. Мельникова. – Москва.: Правда, 1990. – 464 с., ил.

    В школе из Булгакова прочитал только роман «Мастер и Маргарита», как сейчас помню, начал читать его в автобусе, который вёз меня в Краснодар на краевую олимпиаду. С этим романом я справился довольно быстро, он произвёл на меня сильное впечатление изысканностью и одновременной простотой слога, остроумием, интересным интертекстуальным сюжетом. Тогда у меня появился интерес к творчеству Булгакова, который созревал до этого момента.

    Булгаков время от времени всплывал в информационной повестке, то сериал выйдет, то фильм, то на Ютьюбе обсуждают его повести. Спустя 6 лет после окончания школы, снова в поездке я специально беру книжку с повестями Булгакова с собой. С друзьями мы договорились прочитать повесть «Дьяволиада» и потом обсудить. Аналогично повесть написана отлично, абсурд накручивается, накручивается, закручивается, перекручивается и выкручивается в трагический финал. Сатира на бюрократию раннего Советского Союза, безысходность и бессмысленность винтика в системе.

    Дома я нашел старый сборник из серии «Мир приключений», содержащий уже прочитанную «Дьяволиаду» и другие повести и рассказы, и решил ознакомиться с остальным творчеством Булгакова, наверстывая упущенное в школе (то же «Собачье сердце» проходится в 9 классе).

    Начинается сборник с краткой автобиографии автора, недостаточной и довольно рафинированной, но необходимой для понимания того, на фоне чего появилось в какой-то степени самобытное творчество.

    За этим следуют два рассказа из «Записок юного врача»: «Звёздная сыпь», повествующая об эпидемии сифилиса, и «Вьюга» – про случай из докторской практики на выезде в глубинку зимой. Рассказы в какой-то мере автобиографичны и добавляют штрихи к портрету писателя. Что-то более конкретное сказать сложно.

    За рассказами следует достаточно известный рассказ «Морфий». Действительно достойный внимания рассказ про врача, пристрастившегося к этому наркотику, осознающего, но не обладающего сильной волей, и в конечном итоге… В конечном итоге, заканчивающем закономерно. Единственный минус, и тот возникающий по недоразумению – сборник напечатан в 1990 году, но из него стыдливо изъяты некоторые моменты, чрезвычайно важные для сюжета: зацензурены все моменты описывающие постепенное падение героя – употребление всё больших и больших доз морфия. В современных изданиях этим моменты не опущены. Рассказ поднимает важную тему и достоин прочтения и обсуждения.

    Далее три рассказа, объединённых общей тематикой: «В ночь на третье число», «Налёт», «Я убил» и «Необыкновенные приключения доктора». Все они про врачей, попавших в переплёт во время гражданской войны. Про эти рассказы, как и последующий «Китайская история» особо нечего сказать. Странно, но почему-то рассказ «Ханский огонь» про тоску по хрусту французской булки, запомнился мне больше, чем эти рассказы про гражданскую войну.

    Особняком стоят автобиографические «Записки на манжетах», «Богема» и «Воспоминание…». В этих рассказах Булкагов описывает события, происходившие с ним во Владикавказе, про его переезд, жизнь и работу в Москве. Из них рассказ «Воспоминание…» мне вспоминается больше всего.

    «Похождения Чичикова» наследуют сатире Гоголя. Булгаков помещает персонажей своего предшественника в НЭПовскую Москву. Из рассказа следует что типажи, описанные Гоголем – вечные. В любое время и при любой власти в России своё место найдут Чичиковы, Маниловы, Собакевичи, Коробочки. К идее приношения дани уважения предшественникам относится и «Багровый остров» - Роман тов. Жюля Верна», одновременно краткий пересказ революционных событий и пророчество, написанный как сценарий к кинофильму.

    Наибольшим приятным сюрпризом для меня стала повесть «Роковые яйца», возможно, потому что она не настолько на слуху как «Собачье сердце», а также потому, что она, как про (без)ответственность учёных, замкнувшихся в своем мире, так и про (бес)толковость журналистов, оголтело раздувающих из мухи слона. В результате этого сочетания обстановка постепенно накаляется и приводит к кризису: выживут не все – довольно пессимистичный прогноз. Однако, рано или поздно природа очищается и возвращается в норму.

    «Собачье сердце» оставило меня в двояких чувствах. Как будто растаскивание на цитаты не оставляет после себя какой-то души. Но одновременно это растаскивание делает живым произведение. Опять же тема про (без)ответственных учёных на месте, но в отличии от предыдущей повести им удается довольно рано всё понять и купировать не такие масштабные последствия малой кровью.

    Довольно странно, но почему-то при прочтении всего сборника не возникло желания подчеркнуть что-то, выделить цитату, кроме «Собачьего сердца», но с ним и без меня справились.

    Отдельно отмечу присутствующие комментарии и послесловие. Их существование, столь редкое нынче, радует. Кроме того, книга снабжена иллюстрациями, выполненными в небрежной, но довольно приятной, соответствующей произведениям графической манере.

    Итог, из всего сборника, как ни банально, могу отметить «Морфий», «Дьяволиаду» и «Роковые яйца», а «Собачье сердце» и так входит в школьную программу.

    3
    74