Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Circe

Madeline Miller

  • Аватар пользователя
    vamos1 мая 2022 г.

    Цирцея вызывала у меня сильное любопытство, потому что я не понимала, о чём может быть эта книга. Всё-таки персонаж не самый яркий, появляется в мифах эпизодически, было интересно, чем заполнит Мадлен Миллер эту историю. А она её заполнила множеством других мифов, сделала Цирцею свидетельницей событий с Прометеем, Минотавром, Медеей. Моменты в мифологии, когда Цирцея появляется совсем ненадолго, тут показаны от её лица, и очень интересно проследить такой большой кусок истории античных богов и героев с её точки зрения.

    Ещё интересно было, каким окажется тут Одиссей. И Мадлен Миллер к нему как-то справедлива безжалостна. Сначала она позволяет нам смотреть на него взглядом влюблённой Цирцеи, как будто обманывает нас, представляя его совершенным человеком. А потом аккуратно развенчивает этот образ, и когда ты смотришь на Одиссея уже в конце книги, то понимаешь, что идеалом он и не был никогда, и недостатки его никто от тебя не прятал, совсем наоборот. Просто когда появляется Одиссей ты уже хочешь увидеть его таким, как привыкла, блистающим остроумием, хитрым, изворотливым, язвительным, забывая о том, что вообще-то это не самые хорошие черты характера.

    В целом вся книга - это история тотального одиночества, которое в какой-то момент становится почти незаметным, но всё равно сидит внутри и постоянно жжёт. Во время чтения я с тоской вспоминала Песнь Ахилла. Там было не так, там во всём самом плохом можно было уцепиться за дружбу Ахилла и Патрокла, напоминать себе, что через какие бы ужасные события герои не проходили, они всё равно останутся друг у друга, будут друг за друга держаться и всё разделять вместе, и эта тотальность, непоколебимость их отношений немного помогала и мне самой. И когда Цирцея раз за разом привязывалась и теряла, сталкивалась с предательством, разочаровывалась и терпела поражение, я очень хотела обратно в Песнь Ахилла, заземлиться и обрести какое-то подобие уверенности хоть в чём-то.

    И в плане языка мне тоже всё время вспоминалась Песнь Ахилла. Она вся была как что-то прекрасное, пронзительное, яркое. А Цирцея... ну, обычная. Тут тоже были очень красивые, трогающие за душу моменты, но какой-то магии, надувающей внутри тебя воздушный шарик самыми простыми, безыскусными словами, не было. Просто история. Просто интересно. Просто череда мифов проходит перед твоими глазами. Просто в какой-то момент понимаешь, что никогда не задумывалась, как умер Одиссей и что было потом, а всегда считала финальной точкой его прибытие домой. А Мадлен Миллер очень здорово рассказывает тебе, и что было до, и что было после.

    Тут очень яркие образы богов. На них Цирцея смотрит очень здраво, не питая иллюзий, не очаровываясь лукавым обаянием Гермеса, не благоговея перед красотой Апполона. Такой удивительно трезвый, опасливый взгляд, она всегда помнит, что доверять никому нельзя, и это очень здорово, но вообще не даёт отдохнуть на тексте.

    Единственное, что мне показалось прям объективным минусом - Цирцея не рассказывает нам, что стало с Прометеем. Скорее всего, она об этом узнала от кого-то - не могла не узнать, но мне бы хотелось увидеть её реакцию на это событие. Вот этого прям жаль. А в целом книга очень хорошая, очень интересная и красивая.

    11
    476