Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    koopochka1 июля 2013 г.
    Но для большинства из нас промежуток между «О, я мечтаю о будущем» и «Ах, уже поздно, все в прошлом» так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться.
    Брэдли Пирсон
    Арнольд Баффин писал слишком много, слишком быстро. По существу, Арнольд Баффин был всего лишь талантливым журналистом.
    Брэдли Пирсон
    Трудно помочь человеку писать книги, вероятно, даже невозможно.
    Брэдли Пирсон

    Роман «Черный принц» Айрис Мердок четко поделился для меня на две пласта: о том, что такое писатель и творчество; и нелепая история пожилого мужчины и 20-летней девушки.
    Начну с первого. Я точно помню, что творчество Мердок было у нас в программе зарубежной литературы, но абсолютно не отложилось в моей памяти, что именно входило в программу, и как она характеризовалась. Поэтому, можно считать, что «Черный принц» - первое мое произведение Мердок. И самое цепляющее в «Черном принце» для меня – это, конечно, бесконечная рефлексия самой Мердок по поводу писательства (по крайней мере, у меня сложилось впечатление, что в Брэдли Пирсоне она описывала, в первую очередь, себя, а образ Арнольда Баффина сложился из всех остальных, так сказать элитарная литература против массовой). Мне кажется, что Айрис Мердок очень самодовольна и эгоцентрична, как автор (я не стала изучать ее биографию, поэтому знатоки могут меня поправить). Через Пирсона она показала, чем является для нее литература, ее методы творчества и свое отношение к массовой культуре. Пишет она афоризмами, можно конспектировать всю книгу, каждую строчку, и использовать в повседневной жизни, применять и наслаждаться.
    Ее отношение к литературе лично мне близко и понятно, хотя если б я была писателем, то, скорее всего, писала бы как раз как Арнольд Баффин, так как без таланта не стать мне Брэдли Пирсоном, хотя я тоже придаю письмам магическое значение («Если у меня возникает какое-нибудь затруднение, я всегда предпочитаю написать сколь-угодно длинное письмо, чем просто взять трубку и позвонить по телефону. Я придаю письмам магическое значение». Брэдли Пирсон).
    Теперь к сюжету. Скажем честно, сюжет мне совсем не близок и не понятен, потому что когда Брэдли Пирсон не писатель, он сумасшедший, и все его окружение сумасшедшее, и вообще это сплошной сумасшедший дом. Писатель в возрасте, имеющий сестру также в возрасте (которую выгнал из дома ее муж, чтобы жениться на молоденькой), имеющий также бывшую жену, которая неожиданно вернулась из Америки (чтобы опять упасть в объятия писателя), имеющий друга-писателя и его жену, влюбляется в 20-летнюю дочь того самого второго писателя. Влюбляется не сразу. Полкниги он просто рефлексирует на темы литературы, сестры, жены и брата жены, собирается уехать, пытается завести отношения с женой друга-писателя, а потом его неожиданно озаряет при виде голых ног их дочери и в его голове происходит некое короткое замыкание. Мне сложно представить, что происходит в голове у мужчин в возрасте, но нормальным его поведение назвать трудно. В то же время я вполне представляю себе любопытство той самой 20-летней героини, и ее поведение понимаю. Вообщем, круговерть там еще та: друг-писатель ухлестывает за бывшей женой главного героя, выгнанная сестра пьет таблетки и бьется в депрессии, жена друга-писателя ищет разной близости, бывшая жена всех любит и со всеми добра, а главный герой продолжает рефлексировать на все темы, которые попадают в поле его зрения. Наиболее симпатичным в этом зверинце мне показался вечно пытающийся выпить при отсутствии денег гомосексуальный брат бывшей жены главного. Он, по крайней мере, выглядит искренним, и хоть что-то делает, пока остальные говорят, говорят, говорят…
    Но при всем при этом сюжет тут вообще неважен. Это книга не про сюжет, а про ту самую рефлексию, которая и требует прочтения. Хотя, если вернуться к сюжету, я не так уж и уверена, что Пирсон не убивал Баффина.
    Итого, я бы скорее назвала «Черного принца» литературоведческим учебником, чем романом. Учебником, в котором курс литературы читается непосредственно писателем, где все глубоко и афористично, и где много много думаешь обо всем (причем над мотивами поступков всех собранных в этой книге персонажей думать не хочется сразу, они только рамка для другого, более важного).

    "Открытая книга"

    7
    55