Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Бегущий по лезвию бритвы

Филип Дик

  • Аватар пользователя
    Аноним30 апреля 2022 г.

    Предсказание Филипа Дика о робоэтике

    Еще с 90-х годов прошлого века с развитием роботики возникла потребность в такой важной сфере как этическая оценка роботов. Оценивались последствия внедрения роботов в жизнь человека, включая в себя неправомерное использование роботов против человечества. В наше время ускорившегося роста развития Искусственного Интеллекта (ИИ) мы столкнулись с более глубокими проблемами этики, в том числе нашего восприятия роботов как живых существ, проявление эмпатии к роботам-баристам и роботам-пылесосам. Отношения с роботами перестали быть чем-то фантастическим из мира книг и фильмов. Восстание машин, может, еще далеко, но вот завести электроовцу уже не проблема, если очень этого захотеть.

    Вопрос эмпатии и ее значимости для существования человечества в этом мире очень близок для меня и размышления об эмпатии занимают большую часть моего свободного времени, в особенности во время чтения книг различных жанров. Сказать, что я была предельна рада рандому в ФФантGame, который подобрал мне эту книгу в заявку, ничего не сказать. С первых страниц (или минут прослушивания, так будет честнее сказать) меня затянул сюжет, стиль писателя и затронутые темы. Однако, обо всем по порядку.

    Что же запомнилось после прочтения, что заставило остановиться и задуматься хоть на мгновение?

    В книге Филипа Дика перед нами предстает мир после ядерной войны: кто, зачем, как и что сделал во время войны, а также почему Земля оказалась на последнем издыхании под слоями ядерной пыли, нам неизвестно. Мы только можем догадываться, вспоминая события тех лет, когда происходило написание романа. В мире есть несколько важных элементов: люди, оставшиеся на планете Земля по собственному желанию; аномалы - те же люди, но под воздействием радиации потерявшие “разум” (параметр, определяемый с помощью тестов, спорная методика, но что уж!); андроиды, прикрепленные к людям как слуги; андроиды, сбежавшие и скорее всего убившие своих хозяев; люди, переехавшие по правительственной программе на другую планету и получившие андроидов как бонус и плюшку; редкие животные, которые живут в качестве дорогих питомцев; их аналоги - роботоживотные или животнороботы (овцы, жабы, котика можно тоже сделать из чучела умершего любимца); религиозное движение Мерсеризма (да, да, отсылка к месмеризму, или животному магнетизму); увлечение ток-шоу Бастера (как мне кажется, вторая религия этого мира); и небольшая доля книги посвящена изобретению генератора настроений Пенфилда.

    Увлекательно? Я добавлю еще немного описания для большего интереса к прочтению.

    Во-первых, Пенфилдовский генератор настроений - это нечто особо ценное в мире антиутопии Филипа Дика, и, как мне кажется, появилось в ответ на исчезновение эмоций людей после чудовищного уничтожения прекрасного мира Земли. Оставшиеся люди не имеют эмоций, они выжжены ядерными взрывами так, что даже для ощущения боли необходимо настроить аппарат и подключить свой разум в режим депрессии с автоматическим расписанием. Если честно, эта часть книги вызвала во мне особые чувства.

    Вторым шоком было описание вымирания животных, в особенности, сов. Однако, что интересно, человеческий трепет к редким животным выглядит не показателем доброты людей, скорее нашей дурацкой чертой беречь только то, что мы теряем. В ходе повествования смерть животного всё меньше занимает мысли героев (кроме аномала, но об этом чуть ниже), и потери с легкостью забываются, жизнь продолжается.

    Аномалы. Тут будет признание читателя: самым дорогим сердцу персонажем для меня был именно аномал Изидор. Сравнивая его с “нормальными” людьми и андроидами, приходит на ум вывод, что именно разум и ощущение превосходства из-за обладания разумом убивает то, что мы называем эмпатией. Скромность аномала позволяет ему сопереживать умирающему коту, соседке, пауку, даже охотнику за андроидами. Сами андроиды называют аномала нетипичным человеком, человеком с честью, однако с отнятым шансом спасения от радиации с помощью переселения (о какой эмпатии у “нормальных” людей может быть речь?)

    Следующим спорным отношением человечества к “иным” является то, что андроиды создаются только как слуги, как источник чувства собственного достоинства для людей потерявших свой дом. Что ж, для спасения себе подобных все средства хороши.

    Помимо спасения своих эмоций с помощью генератора настроения, в мире существует объединяющий всех людей эмпатоскоп. Нечто вроде физического воплощения религии, спиритуализма. Еще один показатель того, что было утеряно людьми после глобального разрушения. В реальном мире человек еще способен обрести единение со вселенной с помощью разных методов и учений. В антиутопичном мире люди потеряли связь между собой, по многим причинам.

    Филип Дик очень интересно определяет эмпатию как особенность существ, живущих в группах. Одиночкам, в том числе хищникам животного мира, эмпатия смертельно опасна. Смогут ли андроиды развить эмпатию, если человечество позволит им стать более социальными существами? Интересный вопрос.

    Андроиды в книге очень близки к нам, потому что имеют приятные и неприятные черты поведения: они считают, что это исконно человеческое - иметь желание перебить всех вокруг; они мечтают и наслаждаются фантастическими книгами прошлого; они ценят искусство; но те же существа калечат пауков, потому что размышляют рационально, с некоторым близким любому ребенку любопытством.

    Возвращаясь к аномалам, вспоминаю то, что именно Изидор с его пониженным разумом выдает великую мудрость того, что любой хлам вытесняет не хлам. Лишь в одном этом размышление много глубины, недоступной “нормальным” людям антиупопичного мира Филипа Дика.

    Книга попадает в список моих любимых.

    3
    202