Рецензия на книгу
Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов
Ёко Тавада
Аноним27 июня 2013 г.Мы открываем первую страницу и тихо присаживаемся на одну из полок полупустого купе, оказываясь рядом с молодой танцовщицей, что, услышав наше появление, открыто и бесхитростно начинает свой рассказ, устремив взгляд на меняющиеся пейзажи за окном.
Поезд даёт гудок и трогается с места. Путешествие начинается.
Мы следуем в Париж, затем в Грац, Загреб, Белград, Пекин, Иркутск, Хабаровск, Вену, Базель, Гамбург, Амстердам и Бомбей. И каждое путешествие сопровождается историей, поведанной нашей разговорчивой спутницей. Истории сменяют одна другую, и кажется, на первый взгляд, что ничего особенного в них нет. В самом деле, разве вы ни разу не опаздывали на встречу из-за сломанного локомотива? Неужели вам в поезде никогда не снились странные, но, тем не менее, реалистичные сны? Случалось же вам оказаться в одном купе с весьма болтливой особой или выясняющей отношения парой? Но все изящество этих историй, вся их соль и ажурная красота заключается в том, что они, как и все истории, случающиеся на вокзалах или в поездах, окутаны туманным флером недосказанности, незаконченности. Кто все эти люди, встречающиеся на пути нашей героини, откуда они, куда едут и зачем? О чем мечтают, к чему стремятся, какие тяготы и печали утяжеляют их взгляд? И что происходит с ними после того, как юная танцовщица пересаживается на новый поезд? Наша рассказчица не в силах дать ответы на эти вопросы, как и мы сами не можем на них ответить, когда прощаемся со случайными попутчиками и входим из вагона поезда на своей станции. Остается лишь раз за разом придумывать сотни новых вариантов окончания только что рассказанной истории. Но разве же не в этом заключается вся прелесть дорожных рассказов?
Да и сама наша героиня вполне под стать своим неоконченным историям. В противовес героям своих рассказов, описанным так детально и ярко, что, кажется, видишь их воочию, о ней самой почти ничего не известно. И если во время чтения ты вдруг предпринимаешь попытки представить себе её образ, то внезапно осознаёшь, что видишь себя. А все попытки представить на её месте кого-нибудь другого ни к чему не приводят.
"Жизнь - долгое путешествие в вагоне на нижней полке..." - гласит аннотация к этой книге. И внезапно ты понимаешь, почему тебе так знакомы все рассказанные танцовщицей истории и почему так туманен и размыт её образ. Да потому что ты сам, точно так же, как и она, постоянно находишься в пути. С тех самых пор, как ты совершил свою первую посадку на поезд на станции Детство, ты перескакиваешь из поезда в поезд, следуя в направлении станций Юность, Зрелость, Мудрость и многих-многих других, встречая на своем пути множество пассажиров. Кто-то из них проделывает долгий путь вместе с тобой, кто-то выходит на первом полустанке, а кто-то и вовсе теряется в суматохе вокзала. Но неизменным остается одно: все они - странные, подозрительные, приятные, отзывчивые, разговорчивые, молчаливые, замкнутые, отталкивающие, располагающие к себе - оставляют свой портрет в картинной галерее нашей памяти, свой стежок на ткани наших рассказов. Так мы и следуем, каждый со своей скоростью, каждый в своем направлении, наблюдая за подозрительными пассажирами наших ночных поездов и сами в чьих-то глазах превращаясь в таковых.
Но вот поезд снова дает гудок и замедляет ход, приближаясь к очередной станции. Мы прибываем на станцию "Конец книги", а это значит, что пора выходить, чтобы пересесть на поезд до станции "Реальность". Что ж, значит, настало время прощаться. Счастливо оставаться и спасибо за нескучно проведенное время!
513