Рецензия на книгу
Братья Карамазовы
Фёдор Достоевский
Аноним13 апреля 2009 г.Каждому времени – своя книга. Нельзя опережать эту закономерность, как делают у нас в школьной программе. Я долго ждала, когда буду готова читать «Карамазовых», и не зря.
Достоевского надо читать со спокойным зрелым умом, добрым сердцем, нашедшим и утвердившимся духом. Иначе будут происходить сплошные надрывы, а надрывы всегда мешают воспринимать.
С самого начала «карамазовский» Достоевский показался мне не таким, каким я его знала. Здесь он нарочно насмешлив, зол и хитер. С «Преступления и наказания» я его запомнила печальным, грустным и серьезным, не было в нем тогда этого цинизма, присущего патологоанатому.
И с самого начала он стал на меня странно действовать. Откровенно говоря, я немного побаивалась того огромнейшего (и не сказать, чтобы простого и светлого) душевного переворота, который Достоевский произвел со мной в прошлый раз, поэтому следила за своим состоянием очень тщательно. Но опасения мои были напрасны: состояние, конечно, поменялось, но вполне безобидно. Особенно запомнился момент, когда зазвонил мой телефон, а у меня, едва поднявшей глаза от книжных строчек, даже мысли не возникло, что надо ответить. Сознание просто отметило, что да, телефон звонит – и всё.
Про Карамазовых же могу сказать вот что: больная душа, больной ум, незрелый дух, ленивое сердце, неверный ум.
А про женщин могу сказать вот что: в отличие от мужчин, они у Достоевского хоть и разнятся, но всё какие-то одинаковые - истеричные и желчные.
Один мой бывший коллега как-то сказал, что он не читает больше книг, потому что «всё, что могло быть написано уже написано в «Братьях Кармазовых». Не совсем соглашусь, но что-то в этом есть.
Мне лично очень нужным был ответ про «уединение монахов от мира и отъединение людей друг от друга в миру». И наглядное представление «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» © Иван вздумав написать хулу Господу, сам того до конца не осознав, написал хвалу.
Но в процессе чтения мне всё казалось, что Достоевский своими героями сам с собой спорит, своим раздвоенным, шизофреничным сознанием судорожно, нарывно пытается примирить своих внутренних оппонентов, одну половину с другой - и стать, наконец, цельным (что может быть, не удалось ему во всю жизнь).
Я же с ним не спорила. Почти. :) Однако же, что хочется сказать: эта книга на самом деле является колоссальной проверкой всякому читателю: где эмоционируешь, что тебя задевает больше всего, в том сам и виноват.
Болезнь братьев в конце – мне кажется, это указание на некую схожесть, сродство духовное, как одно объединяющее наказание за один грех.
Открытый финал меня удивил. Да и последнее коленце автора, откровенно говоря, я не совсем поняла. Другая моя коллега недавно сказала мне интересную вещь: «Карамазовы – это своеобразное пятикнижие, синтез – Преступление и наказание, Идиот, Подросток, Бесы и собственно Карамазовы.» Так что, думается мне, что и понять, осознать до конца эту вещь можно только прочитав все остальные части.
А на сцене допроса Мити, я вдруг совершенно ясно и с горечью осознала, что думают о произведениях Ф.М. зарубежные читатели – детектив. Всего лишь увлекательный, с каплей русской экзотики детектив, а остальное, наверно, считают лишним, а, может быть, даже и пролистывают это всё «лишнее»…7119