Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь Арсеньева. Окаянные дни

Иван Бунин

  • Аватар пользователя
    Аноним22 апреля 2022 г.

    Былое и думы и записки очевидца

    Жизнь Арсеньева (4,5)
    Ну, вот как хотите, но не очень понимаю, почему Бунину дали Нобелевку именно за этот роман. Ведь та же трилогия Толстого «Детство. Отрочество. Юность» мало чем отличается от труда Бунина, разве только тем, что не охватывает период взросления своего героя. И уж в литературном и в психологическом качестве ничуть не хуже и не менее интересна. Всё-таки кажется мне, что тут сработал фактор оппозиционности и эмигрантности Бунина, и что когда говорили, что нобелевка дана Бунину за роман «Жизнь Арсеньева», то подразумевали «Окаянные дни» (впрочем, на самом деле текст нобелевки звучит так: «Нобелевская премия по литературе… присуждается Ивану Бунину за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы»). А может сработало то, что вместе с Буниным на нобелевку 1933 года выдвигались Мережковский и Горький...

    Дальше...

    При этом я вовсе не хочу сказать, что роман плох, нехорош или слаб. Отлично написанный биографический роман, с глубоким погружением автора (и читателя) в мир главного героя, начиная от совсем раннего детского возраста и заканчивая уже двадцатилетним молодым поэтом и начинающим писателем. При этом роман правдив, правдив в том смысле, что в каждом возрасте он отображает именно то, что может вспомнить и запомнить человек: маленький ребёнок помнит только фрагментарно и самые яркие происшествия и ситуации, школьник-гимназист в центре содержит уже совсем другие пласты существования, а мальчик-подросток живёт уже совсем другими интересами и предпочтениями. Ну, а с приходом юности и затем молодости понятно, что в центре внимания находится сфера любви и интереса к женщинам и затем первая настоящая любовь и отношения. И в изображении каждого периода жизни Бунин точен и правдив, что и ценно.

    Ну, писать здесь то, что роман не совсем автобиографичен и всё такое, было бы совсем неуместным, потому что всё это было почерпнуто уже вне самой книги и совсем из других источников. Хотя всю это дополнительную информацию, связанную с романом, я безусловно прочитал.

    Окаянные дни (3)
    А вот здесь Бунин демонстрирует себя совсем другим. Перед нами предстаёт человек скорее озлобленный и категоричный, сердитый и резкий, критичный и … да, видимо, испуганный. Конечно, мы имеем дело в дневниковыми записками, сделанными Буниным не в самый спокойный период жизни. Революционные бури и потрясения затронули все слои русского общества, начиная с самых верхних его эшелонов, не исключая все средние классы и прослойки и заканчивая самыми низкими, включая люмпен-пролетариат. Рухнула вообще вся налаженная жизнь, и конечно представитель русского дворянства не мог не ощутить на себе все «прелести» потерь и не осознать всю гибельность совершаемого — погибал весь мир. Тем более, что и в Европе было неспокойно и там тоже вспыхивали социальные бунты и революции. И конечно Бунин не мог не стать одной из сторон этого действа, и в силу своего происхождения и социальной принадлежности стал яростным противником нового. И конечно видел только самую неприглядную сторону военно-революционных событий 1917-1919 гг. О чём и писал в этих своих записках.

    В этих записках вряд ли можно встретить Бунина-писателя и Бунина-мыслителя. Конечно, его способность наблюдателя никуда не делась и потому он многое подмечает во внешнем мире. Но всё видимое он воспринимает скорее обывательски и только в сатирическом и критическом ключе. Смеётся над риторикой новых газет, смеётся над плакатами и лозунгами, смеётся на новыми ритуалами и ценностями, смеётся, смеётся, смеётся… и плачет невидимыми злыми слезами. И в этом своём состоянии он мне порой напоминает современных диванных борцунов и критиков, коих пруд пруди в соцсетях. Сижу на диване и на всё и вся выставляю своё «фе!». Вот и Бунин здесь делает почти то же самое, с той только разницей, что тщательно прячет эти свои записки, настолько тщательно, что часть из них была затем утрачена — автор попросту не сумел вспомнить точное место, где их закопал. Что ж, не берёмся его судить, ведь «каждый выбирает по себе...».

    51
    236