Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тим Талер, или Проданный смех

Джеймс Крюс

  • Аватар пользователя
    Аноним19 апреля 2022 г.

    Человеку нужен смех, как цветку солнечный свет.

    Я очень хорошо помню, как в детстве держала в руках книгу с синей обложкой – это был сборник детских сказок, но почему-то сказка «Тим Талер или проданный смех» из нее осталась непрочитанной.
    Вероятно, в детстве мне бы она и не понравилась. Некоторые главы (вернее, здесь они называются листы) были бы слишком сложными для детского восприятия без пояснений взрослых. Поэтому я считаю, что книгу стоит рассматривать сразу с двух точек зрения – детской и взрослой.
    Изначально книга кажется очень простой и незамысловатой. У нас есть завязка-вступление – детство Тима, затем идут приключения, взросление и новые друзья, а кульминацией – победа добра над злом и получение всеми по заслугам. Все составляющие для увлекательной детской книги.
    Тим Талер живет в узком переулке, что является эдаким синоним бедности и несчастливой жизни. У мальчика есть любящий отец, которому приходится много работать, поэтому в доме появляется злая мачеха. Детство Тима очень напоминает произведения Диккенса (я думаю, автор позже недаром делает отсылку к книгам Диккенса, которые любил читать пятнадцатилетний Тим в «заточении» у барона): у него сложная жизнь дома, плохо складывается с учебой из-за невозможности уделять время домашним заданиям, отец постоянно занятый работой на стройке, которая в итоге его и погубит, раздающая оплеухи мачеха и очень неприятный сводный брат. Наверняка, таких историй было очень много в таких узких переулках в несчастных семьях, но у Тима есть то, чем он отличается от остальных – он умеет весело и задорно смеяться, так как не получается ни у кого другого. Именно этим он привлекает барона Треча и тот предлагает мальчику сделку. На первый взгляд все очень просто и честно: смех в обмен на умение выигрывать любое пари. Ведь зачем нужен смех, если нет денег, чтобы заплатить долг в булочной? Или поставить мраморную плиту на могиле отца? Кстати, в этом моменте очень хорошо можно проследить самоотверженность и доброту героя. Решая, куда он потратит выигранные на скачках деньги, Тим думает в первую очередь о других, а только потом о себе.
    Несмотря на утраченный смех мальчик все равно не теряет себя. Первое время он, правда, плывет по течению и послушно подчиняется желаниям мачехи, лишь изредка проявляя характер и отказываясь ставить на лошадей. Но в четырнадцать лет он сбегает из дома (что на мой взгляд стоило сделать еще раньше, избавившись от прилипших как пиявки родственников). И дальше ему уже приходится пользоваться, достаточно изобретательно кстати, своей волшебной способностью. Наблюдать приключениями Тима интересно, описания путешествий по разным странам красочные и увлекательные – то что нужно детскому воображению.
    Ну и, конечно же, в итоге встреча друзей, разрешение главного конфликта (безумно ожидаемое и простое решение!) и счастливый конец.

    В сознательном взрослом возрасте на книгу смотришь совсем по-другому и удается рассмотреть задумку автора глубже. Сама концепция обмена смеха на умение выигрывать пари – это прямая аллюзия на продажу души. Смех автор, скорее всего, выбирает потому, что ребенку не будет понятна и близка идея потери души. А смех – это близкое и знакомое, это то, что можно понять, услышать и даже почувствовать. Так же и с проданными глазами Крешимира. Не даром же говорят, что глаза – это отражение души.
    Автор проводит героя через несколько этапов взросления – в самом начале мы видим его в возрасте трех лет, основные события книги заканчиваются, когда герою шестнадцать. Мне кажется, что Тим взрослеет с каждой потерей в своей жизни – сначала это мама, потом отец, затем его смех.
    Помимо друзей в своем путешествии Тим приобретает осмотрительность и настороженность. И если раньше он мог ответит любому искренне, то сейчас предпочитал говорить: «Я приму это к сведению». Очень рада, что с возвращением смеха, к мальчику возвращается и его искренность. Иначе какая же это была бы сказка?)
    Главный злодей – барон Треч – местами изображен довольно карикатурно и гротескно, но забавно. А его попытки объяснить Тиму, кто же он такой, даже вызывают улыбку:



    — Ты никогда не слыхал про людей, заключивших контракт с чёртом и подписавших его своей кровью?
    Барон уже возвращался в комнату, где лежал Тим. Тим довольно равнодушно спросил:
    — А разве чёрт есть на самом деле?
    Треч снова опустился в кресло с инкрустацией из слоновой кости и почти простонал:
    — Ты что, правда совсем дурачок или только прикидываешься? До чёрта тебе, кажется, вообще нет никакого дела!

    Уже во взрослом возрасте можно оценить, как удачно автор рассказывает о мире бизнеса и маркетинга, особенно принцип акций на примере деревьев. И как раз эта часть про маргарин и денежные махинации мне почему-то понравилась больше всего, хотя для Тима это было самое тяжелое время одиночества.
    Насколько я поняла, то у этого произведения есть продолжение о взрослом Тиме, но я не нашла ссылки на книгу на русском языке. Возможно, это и к лучшему.

    Кому можно посоветовать эту книгу? Я бы сказала, что каждому. В совсем юном возрасте можно читать ее с ребенком, объясняя совсем уж непонятные моменты, в подростковом – читать и взрослеть вместе с Тимом. А уже взрослому можно прочитать с ностальгией по прошедшему детству, по миру, где добро все-таки побеждает зло, а смех помогает сплавляться с любыми трудностями.

    8
    522