Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Хладнокровное убийство

Трумен Капоте

  • Аватар пользователя
    hotslava22 июня 2013 г.

    Смысл названия можно распространить далеко за пределы центрального события. Книга хладнокровно убивает мещанские убеждения читателя о гарантированной безопасности человека в случае соблюдения им гражданских, религиозных, личностных и прочих обязательств.
    Вся книга представляет собой тонкую оркестровку двух драматических линий: семьи Клаттеров (жертвы) и Хикока со Смитом (убийц). Первая – символ ангельской добропорядочности и благожелательности, вторая – символ вероломной, бесчеловечной силы. После смерти первых их место займёт общество. Чтобы после поимки преступников легитимно поменяться с ними ролями.
    Несомненным преимуществом книги является её стиль. Переводчице Марии Гальпериной великолепно удалось передать беспристрастный тон автора, в тембре которого он не скатывается к оценочным суждениям. Книга дала начало жанру новой журналистики. Как нельзя лучше средства этого жанра подходят для решения поставленной Капоте задачи. Об этой задаче я поговорю позднее.
    Непередаваемые ощущения испытываешь, читая первую часть, где Капоте рассказывает об обычном дне, в который произойдёт чудовищное событие.
    Семейство Клаттеров проживает этот день, будто знает, что он станет для них последним: с самого утра каждый искренне старается успеть сделать как можно больше. За описанием их действий, отношений друг с другом, их прошлого, появляются те добрые и скучные чувства, которые испытываешь к родственникам или близким друзьям семьи.
    Самое страшное, когда примерно те же чувства ты начинаешь испытывать по отношению к Хикоку и Перри, пока наблюдаешь, как буднично они выбирают веревку и пластырь для дела, словно и не будет никакого убийства, и они просто собираются в поход.
    Обстоятельность описаний заставляет ждать убийства и при этом желать всеми силами предотвратить его. И чем ближе преступники подъезжают к дому жертв, тем сильнее испытываешь эмоции, схожие по качеству(но не по интенсивности) с теми, что чувствует связанный сын, наблюдающий как убивают его отца и понимающий, что он следующий.
    Очевидно, что основной задачей Капоте было диагностировать отмирание той части человеческой души, которая и делает человека человеком. Это сопереживание. Герои книги словно животные забивают других людей, ничего при этом не испытывая.
    Неправы, выдвигающие тезис о том, что к этому их привело загубленное детство. Это патологическое явление, раскрыть причины которого автор не берётся.
    И в опровержение теории несчастного детства Капоте приводит случаи других убийц, выросших в здоровых семьях. Речь идёт о солдате Йорке, ушедшим в самоволку и вместе со своим сослуживцем убившим не менее 7 человек, потому что он «ненавидит весь мир», и Эндрюсе, разделавшимся с членами своей семьи, ради пресловутого наследства, на которое он собирался купить шелковые рубашки, как у гангстеров, и кататься на красных спортивных автомобилях.

    Преступники не испытывают жалости даже к самим себе, когда их ведут прокатиться на больших качелях. И здесь уместно поднять острый вопрос о смертной казни – ситуации, в которой защищающееся общество само выступает в роли безжалостного убийцы.
    Из всего этого можно дистиллировать ненавязчивый призыв Капоте, или, если уж быть до конца честным, собственный вывод, который отчаянно хочешь приписать и авторской задумке. Будьте людьми, не оставайтесь хладнокровными, чувствуйте и сопереживайте.

    9
    30