Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Invisible Life of Addie LaRue

V. E. Schwab

  • Аватар пользователя
    Аноним16 апреля 2022 г.

    Атмосферная обложка, интригующая аннотация - и вуаля! ты готов погрузиться в мир книги с головой.
    Проблемы начинаются тогда, когда ты понимаешь, что валяешься посреди глубокой лужи вместо моря.
    Адди Ларю триста лет бродит по свету неприкаянным призраком. Она не способна оставить даже след на песке, не говоря уж о следе в истории или чьей-то памяти. Люди забывают ее, стоит им отвести взгляд. Адди жаждала свободы, за свободу же продала свою душу некоему древнему божеству, и вот теперь свободы оказалось слишком много - и это ее угнетает, заставляет фанатично искать лазейки, чтоб хоть как-то, хоть где-то запечатлеть себя. К слову, ей удается - она остается тенью, идеей в некоторых произведениях искусства. Сразу учтем: Адди не очень умная, но очень строптивая, а по ходу дела ее образ будто вовсе рассыпается.
    Хорошее начало? Завораживающее. (Не считая не очень умной Адди, конечно.) Мне очень хотелось почитать о жизни одной женщины в разные моменты времени. У нас тут революция во Франции, две мировые войны, немножко помотаемся между континентами. Автор очень любит уходить в детали и может вдохновенно и долго описывать камешки, складочки, прочие детали. И это работает на атмосферу, на ностальгию, понятно, почему Адди так акцентируется на мелочах - вещи тоже надолго не задерживаются в ее руках. И, разумеется, Адди не может пройти мимо человека, который ухитряется не забыть ее, ведь до сих пор единственным, кто помнит о ней, оставался Мрак - тот самый загадочный бог, которому она продала душу. Вроде все еще неплохо? Да, но не совсем.
    Прошлое. Мы мельком увидим Адди на фоне революции. Когда ее бросят за решетку, узнаем, что во время Второй мировой она шпионила. Узнаем, что она была знакома или хотя бы видела некоторых известных личностей. И все. Нам не покажут, как шпионила Адди, нам не позволят увидеть, прочувствовать историю сквозь призму восприятия человека с такой, казалось бы, богатой биографией и выдающимися возможностями. Конечно, она не должна лично брать Берлин, но за что же так скупо? Да, нам покажут, как она исхитрялась выживать, и это тоже уместно и правильно, но сколько возможностей! И как бестолково они упущены. Уже на этом этапе я не получил того, на что рассчитывал.
    С деталями, кстати, перебор - книга получилась очень, просто неоправданно затянутой. Нормально воспринимается при правильной дозировке, но если читать запоем, можно запросто потерять остроту восприятия и начать перелистывать описания и размышления вместо того, чтоб проникаться ими и настроениями Адди. И как тогда прочувствовать всю тленность ее бытия? В общем, здесь стоило проявить чувство меры.
    Тот самый человек, который запомнил Адди. Генри. Он, как и Адди, в свое время выкинул глупость, и теперь предполагается, что ему нужно сочувствовать. Очень сочувствовать, от всей души. Ведь он такая тонко чувствующая, нежная и ранимая фиалка, никто его не понимает до конца и не любит. На всякий случай оговорюсь: не считаю, что мужской персонаж должен обладать каменным сердцем и прочими частями тела при незначительных количествах серого вещества в черепушке. Но! Тотальный эгоизм и зацикленность на "никто меня не любит" (а сам-то, блин! Сам-то никого не любит) в каком веке равняются чуткости и восприимчивости к миру, о которых нам втирают? И чем больше втирают, тем больше неприятия и раздражения вызывает Генри. Когда за его историю взялись вплотную, читать стало совсем тяжело.
    Мрак. Весь такой демон-искуситель во плоти. Ну, когда хочет - во плоти, когда не хочет - не дозовешься. Предполагается дьявольское обаяние и дьявольская мощь, притягательность тьмы и все такое. На практике их страстные отношения с Адди с одной стороны ожидаемы - уж сколько лет кружат друг вокруг друга! - с другой же ближе к концу выпрыгивают внезапно, выглядят при этом необоснованно, а Мрака показывают обидчивым подростком с замашками катастрофического собственника. Скучно, нет? Где часть той силы, что вечно хочет зла, каковой он пытается казаться?
    В принципе, возвращаясь к Генри - там тоже все плохо, но, скорее, потому что скучно, а не нелогично. Как раз у них с Адди логично - уцепились друг в друга, как утопающие, и используют друг друга, но зато к взаимному удовольствию. О любви говорить не приходится. Хотя я-то не настаиваю, я тут вообще не за любовной историей.
    Вывод: я бы поставил тройку, пожалуй, но очень уж ожидания от интригующей аннотации разошлись с пресным содержимым. Много воды, катастрофически мало вкусного. Нехорошо так делать.

    6
    495