Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь взаймы, или У неба любимчиков нет

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним16 апреля 2022 г.

    "А как умирать в двадцать лет неохота..."

    Конец 40-х, Швейцарские Альпы. 40-летний автогонщик Клерфэ приезжает в санаторий для больных туберкулёзом навестить друга. Он знакомится с 24-летней пациенткой из Бельгии Лилиан Дюнкерк, находящейся в терминальной стадии. В его жизни были война, плен, побег, теперь - соревнования. Он живёт от гонки до гонки. В её жизни тоже была война: были сиротство, голод, бомбёжки, поиски убежища - им стал санаторий. Она живёт от кровотечения до кровотечения. Находясь в подавленном состоянии, вызванном очередной смертью в лечебнице, Лилиан принимает решение покинуть своё убежище. Клерфэ не всерьёз предлагает ей поехать с ним, а она соглашается. Вместе они отправляются в Париж...
    Моё третье произведение у Ремарка. Несколько иной истории я ожидала, но, в целом, роман мне понравился. Ремарк - это один из тех авторов, которых хочется читать ещё и ещё.
    Герои книги вызвали у меня противоречивые чувства. С одной стороны, я очень хорошо понимала, что с ними происходит, с другой - не со всеми их мыслями и поступками была согласна. Например, от Клерфэ я ждала больше рассудительности, проницательности, мудрости. А в плане оценки им своего чувства к Лилиан ещё и серьёзности. Ничего не могу с собой поделать, я скептически отношусь к тем, кто через 2 дня знакомства кричит о своей любви. Но, в любом, случае, он действительно, неожиданно для себя, увлёкся этой своенравной, хрупкой и одновременно сильной женщиной, отчаянно цепляющейся за ускользающую жизнь.
    Что касается Лилиан, то в начале я ей искренне сопереживала. Обречённый человек, не желающий тихо умирать на больничной койке лицом в стену и изо всех сил пытающийся выиграть у смерти ещё немного времени, не может не вызывать сочувствия и уважения. Но чем дальше шло повествование, тем больше я убеждалась, что Лилиан эгоистична, на самом деле. Как ребёнок. Может быть, я неправа, но впечатление сложилось именно такое. Ей кажется, что раз смерть неизбежна, ей нечего терять, не о чем переживать, нет смысла считаться с чувствами остальных - у неё нет на это времени. С одной стороны, здесь есть рациональное зерно, с другой - она теряет возможность по-настоящему узнать жизнь, к которой так стремится, и насладиться ею. Вместо этого она часто совершает, на мой взгляд, детские поступки. Только совесть порой останавливает её. В этом надо отдать Лилиан должное. Её же чувство к Клерфэ, как мне кажется, более поверхностное, нежели его к ней. Он для неё как случайный попутчик: с ним интересно, но она вот-вот сойдёт на станции, а он поедет дальше.
    Финал романа для меня был предопределён. Почему-то с самого начала возникла мысль, что именно так всё и закончится. И мне правда жаль героев: каждого по-своему и каждого за своё.
    А ещё одна мысль не давала мне покоя во время прочтения: всё время казалось, что я смотрю (именно так) старый французский или итальянский фильм годов 60-70-х. Так точно передана Ремарком атмосфера, знакомая нам по фильмам этих лет. Что-то такое в духе Истории любви, Шербургских зонтиков, Последнего танго в Париже. Никак у меня не укладывалось в голове, что автор описывает 48й год.
    Однозначно, рекомендую к прочтению!

    5
    101