Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Fahrenheit 451

Ray Bradbury

  • Аватар пользователя
    Wizzardao15 апреля 2022 г.

    232°

    Мысленно я классифицирую "451 градус по Фаренгейту" в раздел "иноязычные книги, которые очень популярны, но до которых я долго дохожу" - туда же относил "Портрет Дориана Грея" до прочтения; туда же отношу, например, "Великого Гэтсби" и "Убить пересмешника".

    Когда про какую-то книгу все вокруг говорят, но ты с ней не ознакомился - в мозгу остаются определённые заметки о ней: про что в ней, чего там с героями, как на неё реагируют. О "451" у меня в голове было:
    1) Антиутопия
    2) Кошмар - люди не читают; книги сжигаются
    3) Местных книгожёгов зовут "пожарники" и из-за этого начинаются споры, нужно ли писать "пожарный" (ведь пожарники это жуки), или же "пожарник" лучше (ведь они не тушат пожары, а организуют)

    По поводу пункта 2 нужно сказать отдельно - я не люблю все эти рассуждения про "люди перестали читать" - здесь нужно изучать статистику, и, что важно, статистика должна учитывать все виды книг: бумажные; электронные; пиратские электронные; аудиокниги; пиратские аудиокниги. То есть, не всякая статистика тут подойдёт.

    Далее - просто не люблю рассуждения о пользе чтения, так как я рассматриваю литературу как искусство ради искусства, которое никому ничем не обязано - и соответственно не обязано давать пользу. Плюс, саму пользу от книг и заменимость нужно отдельно изучать и т.п., что при бытовых разговорах "как всё плохо в нашем обществе" учитывается чрезвычайно редко.

    Я это к чему - при всей моей нелюбви к такому, Брэдбери делает не так. А именно:
    1) Здесь не делается упор на "книгикнигикниги". Прямо сказано:



    Вам не книги нужны, а то, что когда-то было в них, что могло бы и теперь быть в программах наших гостиных. То же внимание к подробностям, ту же чуткость и сознательность могли бы воспитывать и наши радио- и телевизионные передачи, но, увы, они этого не делают.

    То есть, Брэдбери не уходит в крайность "только книги, никаких телевизоров, они все ерунда", он пишет именно о важности вещей более глобальных, нежели буквы на бумаге. А вспомните сколько существует сатирических картинок, где книга безусловное добро, а телевизоры-телефоны-игры это безусловное зло.

    2) Как следствие, здесь не так много внимания не-чтению книг: речь больше идёт про "общество потребления". Здесь люди включают программы, идущие сразу на всех стенах; гоняют по трассам где еженочно кто-то разбивается; и всякое такое.

    Так как против таких мыслей я не против, то и проблем с книгой не возникает.

    А ещёёё, я не особо люблю разговоры про актуальность книг. Как сказал Набоков:



    Я злюсь на тех, кто любит, чтобы их литература была познавательной, национальной, воспитательной или питательной, как кленовый сироп и оливковое масло.

    Но стоит признать (и перед собой тоже), что от вещей в книгах, которые созвучны чему-то современному, я всё же получаю удовольствие: просто не делаю это главным смыслом литературы, и не читаю ради только этого. Это - необязательное дополнение.

    Так, Брэдбери в 1953 описал:



    Теперь возьмем меньшинства в нашей цивилизации, идет? Чем больше население, тем больше меньшинств. Упаси вас Бог наступить на любимую мозоль обожателям собак, обожателям кошек, врачам, адвокатам, торговцам, племенным вождям, мормонам, баптистам, унитариям, китайцам второго поколения, шведам, итальянцам, техасцам, бруклинцам, ирландцам, людям из Орегона или Мексики. За персонажами данной книги, данной пьесы, данного телесериала ни в коем случае на стоят какие-нибудь реальные художники, картографы или механики, пусть даже живущие очень далеко.

    Не буду сейчас вставлять размышления о нужности-ненужности угождения; здесь нельзя свести всё к одной-двум формулам. Отмечу сам момент - не знаю что там в 1950-ые было в США, но описано чересчур 2020-тно.

    И точно так же:



    Душевное спокойствие, Монтаг. Дай народу всякие соревнования, пусть выигрывают те, кто помнит больше текстов популярных песен, или названий столиц штатов, или знает, сколько кукурузы вырастили в Айове в прошлом году. Впихивай в головы людей несгораемую информацию, набивай их под завязку "фактами", так чтобы их распирало от этих проклятых фактов, но чтобы при этом они считали себя "блестяще информированными".

    А ведь это ещё до того, как появились "Невероятные факты. Ты не поверишь" в соц. сетях.

    Читал я в переводе Т. Шинкарь, и неожиданно в книжке оказался очень хороший язык - плохого, конечно, я не ожидал, но здесь он очень выделяющийся: с необычными сравнениями, построением фраз.

    Хороша и атмосфера - в книгах Брэдбери она будто бы сквозная; выходящая, видимо, из его мировосприятия. Пусть я читал у него не так много, уже и на основе этого она чувствуется - надеюсь в других произведениях на смежную с ней.

    А ещё жаль, что момент, появляющийся в самом конце, чересчур известен - без знаний о нём, он ощущался бы куда круче и эпичнее. Финал, кстати, в целом замечательный, и тоже очень атмосферный.

    Итогируя - книга гораздо глубже и лучше, чем кажется со стороны - а может быть, это было подсознательное предубеждение; может быть, действительно из книжки говорят про самое поверхностное.

    25
    1,8K