Рецензия на книгу
Имя розы
Умберто Эко
Aniska19 июня 2013 г.-Элементарно, Адсон - то и дело восклицает брат Вильгельм, наставляя юного послушника, помогающего Шерлоку Холмсу в монашеской рясе раскрывать таинственные убийства в монастыре. Автор честно отсылает нас к признанному мастеру детектива, использую его сюжеты и форму подачи материала. Но плагиатом тут и не пахнет. Не только потому, что автор вкладывает в уста Вильгельма это "Элементарно, Адсон", обучает монаха методу дедукции и совершенно не стремиться скрыть, где он все это прочитал. Не поэтому. Просто, что нового можно написать в детективе после Конан Дойля, Агаты Кристи, Эдгара По? Чем удивить читателя, который уже знаком с классикой? Литературное сообщество придумало новый жанр - детектив интеллектуальный, где главный вопрос не в том, кто всех убивает (это очевидно уже после первичного описания всех действующих лиц), где главное - фон, на котором развиваются события. А фон у Эко потрясающий.
"Имя Розы" - не детектив, и вовсе не художественная литература. Это энциклопедия, путеводитель по средневековой Европе, это полное погружение в мир богатого Итальянского монастыря накануне эпохи инквизиции. Автор не делает ляпов, историки не найдут к чему придраться, он досконально изучил время и место действия. Титанический труд. Признаю, что я эпоху знала плохо. Пришлось наверстывать, забираться в энциклопедии и штудировать интернет, в поисках подробностей тех или иных событий, описанных в романе.
И еще - фишка автора - стиль повествования, красивый, витееватый, потрясающе правильный, стилистически выдержанный текст. Наверно, оттого и отправляет Эко своих героев в средневековье: мы бы испугались, если бы к подобным метафорам и сравнениям прибегал наш современник, или даже человек лет на сто старше. Красиво, потрясающе красиво. И опять же - титанический труд.
Даже не могу толком понять, как "Имя Розы" оказалось у меня в руках так скоро после "Острова накануне", которого я дочитала с трудом и больше из привычки дочитывать любые книги, чем из удовольствия. "Имя Розы" все-таки оказалась легче для моего восприятия, любопытней в плане фона, да и существование хоть какого-то сюжета несомненно радует. На самом деле меня где-то в середине посетила мысль, что произведение мне нравится. Посетила и тут же оставила, правда. Но она все-таки была.
На этом я знакомство с Эко, пожалуй, заканчиваю. Потому что, увы и ах, не мой это автор. Просто, не мой.
636