Рецензия на книгу
Синева небес
Соно Аяко
sovin18 июня 2013 г.Роман "Синева небес" ("Тэндзё-но ао"), опубликован в 1990 году.
Его автор, Соно Аяко (чьё подлинное имя Тидзуко Миура), широко известна в мире японской литературы. Автор более сорока романов, она очень много путешествовала, и поэтому ее проза насыщена различными любопытными подробностями и деталями, почерпнутыми из культуры и обычаев народов разных стран. А еще она – католичка, как и героиня ее романа Юкико, которая тоже придерживается христианских традиций. Книга читается быстро и на одном дыхании. Глубокая образность будоражит своим мистическим началом. События в романе не дают заснуть и расслабиться ни на минуту, страсти во всю кипят и постоянно что-то происходит.
Юкико Хата живет в одном доме вместе со своей сестрой Томоко. Юкико - женщина традиционных устоев, очень спокойная, серая мышка, эдакий "синий чулочек". Занятием ей служит пошив одежды, кимоно на дому. Ее сердце открыто, хоть руки постоянно заняты. Она домоседка, любит всяческие домашние дела, ухаживает за садом. Дом Юкико располагается на полуострове Миура, рядом с которым немало безлюдных пустошей и мрачноватых бамбуковых зарослей, раскинувшихся вдоль шоссе.
Фудзио Уно. Серийный убийца и насильник. Но что это за личность? Просто жестокое чудовище или же одиночка, измученный жизнью? Поэт или выродок, чистильщик людских страстей, противник грязной похоти, как он сам себя называет? Уно - ужасен, он НЕдоЧеловек. Ему нравится фраза, что "человек - существо одинокое", и он пытается ей соответствовать. В основе его паталогической враждебности к окружающим людям лежит в первую очередь ненависть к семье, к своей бывшей жене. У Фудзио нету друзей, его мысли узки и буквальны. Но, тем не менее, его агрессия, прячущаяся за ленью и трусостью, в той или иной мере объяснима. Его жена потеряла ребенка из-за неосторожности, калейдоскоп встречающихся на его пути женщин вызывает порой тихий ужас и омерзение.
События, послужившие поводом для убийства, случайны и обрастают банальными подробностям. Ведь ненависть может начаться с любой раны. Уно бесит чужое богатство и деньги, выставленные в проход ноги в электричке, высокомерные рассуждение о неведомых ему вещах, легкость, с какою женщины согласны вступить с ним в половую связь. Ему даже имя своё не нравится, он читает его карикатурным, "мужчина с горы Фудзи". Таким образом он начинает чувствовать себя одураченным всем этим миром, женщинами, людьми, и поэтому сам вершит суд и выносит приговор своим будущим жертвам. И в один прекрасный день Фудзио забрел в дом к Юкико, очарованный вьюнками «heaven blue» - «синева небес»… "Почему ты такая естественная? - задается вопросом Уно, - Я боюсь твоей естественности." Чувство обиды и досады ни на миг не оставляют Уно. А его сердце можно смело сравнить с той самой мерзлой землей весны.
Где-то глубоко в груди Фудзио вскипела, подобно лаве подводного вулкана, звериная ярость.
Безусловно захватывающий роман-размышление, роман-путешествие, где удачно затронута тема психологии, перемеженной огоньками пожара случайных судеб. Горькое отчаяние, прошептанное кровавыми устами японского Иуды, где сквозь ворох пронзительных и душещипательных писем, через трогательную завесу выливается своеобразное признание в любви. Мысль о смерти многое меняет в твоем личном сознании, и ты еще долго блуждаешь в бесконечных поисках противоядия для своей опустошенной души, прежде чем пронестись по бескрайним космическим просторам вечности.
…На мгновение Фудзио явственно ощутил чье-то присутствие и его обуял ужас. Ему показалось, что кто-то смотрит в окно машины. Фудзио, оцепенев, перевел взгляд туда. Но он никого не увидел. И все же кто-то был рядом. Фудзио чувствовал это. Он всегда был феноменально чувствительным.10369