Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Загадочное ночное убийство собаки

Марк Хэддон

  • Аватар пользователя
    a_ni18 июня 2013 г.

    Честно говоря, почитав аннотацию, ожидала от книги историю в стиле «Идиота» Достоевского (менее фундаментальную, разумеется), «Дня восьмого» ван Дормеля или «Страны глухих» Тодоровского (на всякий случай – последние два произведения – фильмы). Иначе говоря, историю о персонаже, обладающем по воле природы некими психическими или физическими несовершенствами, из-за чего его социализация в мире здоровых людей ограничена, но благодаря своему внутреннему свету и готовности дарить любовь и добро тому, кто полюбит его, он тем или иным образом влияет на окружающих, и вообще после череды событий представляется неким более совершенным существом относительно «здоровых» именно за счет своей способности любить (можно даже провести некоторую аналогию с таким вот «большим ребенком», наивным, но, несомненно, бесконечно добрым). Но все вышло несколько по-другому, и может быть поэтому рецензия получилось такой дотошной, так как мне было необходимо тщательно переварить то, что я неожиданно получила в итоге, но уж что есть :)

    В процессе чтения я старалась следить за развитием Кристофера, и в целом даже сопереживала ему, отмечала, в какие моменты он выходит из внутренней зоны комфорта и переходит границы внутренней свободы, наблюдая его реакцию на непривычные для него обстоятельства и надеясь, что добрый автор в конце концов намекнет нам, что Кристоферу стало чуть легче жить в мире людей, не обладающих такими расстройствами, как у него, и что он даже чему-то их научил своим примером.


    А мать ответила:
    • Послушай, но ведь это всего лишь экзамен. Я позвоню в школу. Мы можем все перенести, и ты сдашь его позже.

    Я
    • Я не могу сдать его позже. Мы уже договорились. И миссис Гаскойн сказала, что мы можем воспользоваться школьным классом.
    сом.
  • Кристофер, я только что как-то наладила свою жизнь. Но я могу все потерять, понимаешь? Так что просто дай мне немного времени…
ного времени…
Потом она замолчала, закрыла рот рукой, поднялась на ноги и вышла из комнаты. А я почувствовал боль в груди, как уже было в метро, от мысли, что не поеду в Суиндон и не получу степень А.


И я тоже почувствовала что-то вроде боли в груди, потому что поняла, что здесь не может идти речи о выздоровлении, даже частичном, и что Кристоферу действительно по жизни не суждено научиться откликаться на чувства окружающих в привычном для нас понимании. Он вынужден всегда испытывать страх и тревогу, потому что тот мир, в котором он живет – не его мир, но он в этом не виноват, что, безусловно, тоже важно.

Дальше...

Кристофер как личность – пример человека, не способного вступать в эмоциональное взаимодействие, и как следствие, это гипертрофированная иллюстрация того, до чего может дойти здоровый человек, подавляющий свои эмоции и принимающие решение полагаться только на холодный расчет. Собственно, это стало для меня первым выводом из книги. В конце концов, у многих людей наверняка так или иначе когда-то возникали мысли, что эмоции мешают им жить, но здесь мы можем убедиться, что жить мешает как раз их отсутствие.
По поводу его способностей. По классификации потребностей А. Маслоу потребность в саморазвитии стоит на два уровня выше потребности в любви. Из чего понятно, что зачастую здоровому человеку необходимо, прежде всего, разобраться со своими взаимоотношениями с близкими и не очень близкими людьми, чтобы иметь возможность гармонично реализовывать поставленные цели касательно развития собственной личности (именно гармонично). Рискну сделать вывод, что Кристофер потребности в любви (которая прочно сопряжена с потребностью любить в ответ) не испытывает, по сути, его понимание любви (а точнее то, как его научили понимать это явление, смысл которого ему увы не доступен) – это ощущение защищенности и отсутствие стимулов тревоги, в его личной пирамиде этой строчки нет. Ну и собственно поэтому меня не то чтобы поразили его способности к точным наукам, он же не умственно отсталый, он только испытывает сложности в социализации. К тому же, его особенности, такие как предельно логичное понимание мира и независимость от большинства чувств и эмоций, только создают условие для саморазвития в той области, которая ему хорошо дается. И здесь же можно добавить, что задача людей, которым он не безразличен, – то есть родителей, создать все условия для его развития в этом направлении. Занятия математикой – то, что позволяет ему саморазвиваться, то есть чувствовать, что у него есть смысл жизни.
А теперь об общечеловеческом. Болезнь Кристофера – это большое испытание и большая ответственность для его родителей. Очевидно, воспитывая его, они должны отдавать себе отчет в том, что здесь никогда не будет равенства – от них ожидается максимальная отдача, на которую они способны, но в ответ они в любом случае получат меньше. Возможно, им помогло бы четкое осознание этого дисбаланса и взаимопомощь друг другу, однако опять же, не каждый человек, даже будучи взрослым, готов к такой самоотдаче.
Не справляясь с этой ответственностью, они ищут сочувствия «на стороне», не находя такой поддержки друг в друге. Первой срывается мать Кристофера, и видно, что она менее готова к воспитанию такого ребенка. Отец представляется человеком, относящимся к болезни сына более осознанно, однако и он срывается, когда не может получить так ему необходимую взаимопомощь. Они, конечно, тоже люди, но им дано почувствовать в себе силы дарить любовь своему ребенку, друг другу, и, как бы это ни было банально, «делать мир лучше», а их сыну все же нет, и это должно останавливать их от необдуманных поступков.
Но все-таки можно утверждать, что то, что произошло с Кристофером, повлияло в первую очередь не на него, а на его родителей, и я полагаю, что они действительно посмотрели на себя со стороны. Болезнь Кристофера – это не то, что может помешать им быть счастливыми, если они будут относиться к нему с любовью и поймут и примут все его особенности.
Теперь о форме. Повествование от лица Кристофера – гениальный ход, во-первых, в том смысле, что позволяет оценить ситуацию беспристрастно, а во-вторых это дает возможность осознать со всех сторон, как именно он смотрит на мир, и опять же принять его особенности и посочувствовать ему. А также это гениальный совет его учительницы – написать книгу – ведь именно из этой книги его родители смогут лучше понять, почему он ведет себя тем или иным образом.
Книга понравилась, не за оригинальный способ изложения и вставки-иллюстрации, но за историю, в которую веришь, и за необычное, даже нетипичное, положение героя в этой истории.

6
28