Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Les Promises

Жан-Кристоф Гранже

  • Аватар пользователя
    Аноним9 апреля 2022 г.

    Предвоенный Берлин. В городе находят выпотрошенные женские тела, причём не обычных женщин, а жён верхушки нацистского режима. У следователя крипо не вышло быстро раскрыть дело и через некоторое время можно открывать дело и о нём, но это ни кому не интересно. Верхи решают подключить гестапо. Для них любое расследование плёвое дело, ведь сложно провалиться когда главный метод выглядит так:



    В гестапо не искали преступников - их целиком и полностью придумывали. Досье расследования фабриковалось спокойно, за письменным столом, а затем арестовывали виновного, который больше всех удивлялся, узнав о своей виновности.

    В этом случае легко не получается.

    Гранже попробовал себя в новых условиях. С одной стороны он упростил себе задачу, обычно у него в книгах хватает всякой жести, но её приверженцы сами пытаются всё скрыть и не афишировать свои пристрастия. А здесь к его услугам целый город с нацистским режимом (а строго говоря и вся страна) где свободно можно вырезать, сжигать и всячески уничтожать кого угодно хоть немного отличающегося от установленного стандарта. И никого не заботит прикрыты будут результаты насильственных действий или нет, будут ли свидетели, ведь правдой будет версия опубликованная в партийных газетах. С другой стороны Гранже задачу усложнил. В романах с действием происходящим в современности следователи могли бы отслеживать телефоны, искать цифровые следы в интернете, просмотреть уличные камеры. В Берлине 1939-го в лучшем случае помочь могут только стукачи и осведомители. В современности можно привлечь психолога для составления портрета преступника и его предпочтений. А у нацистов с этим проблемы



    По нынешним временам в Берлине быть психиатром уже не говорило в вашу пользу, а уж психоаналитиком... Во время аутодафе 1933 года все сочинения Фрейда полетели в огонь. Нацисты ненавидели саму идею, что можно откинуть покровы человеческого сознания, как раздвигают бархатный занавес, и выудить оттуда все спрятанные секреты.

    Главный герой решает тайно привлечь к делу двух психологов.

    Хотя называть действующих лиц героями в начале книги явное преувеличение.
    Франц Бивен — гестаповец которому поручили расследование. Вступив в НСДАП он всячески поддерживал партию. Например он не имеет неприязни к евреям, но если партия приказала он готов их уничтожать. В поиск убийцы он вписывается с тайной целью. Он хочет попасть на французский фронт, ведь больше всего он ненавидит французов. Его отец во время предыдущей войны пострадал в битве с ними. И тот факт, что именно немцы выпустили боевые отравляющие вещества, и винить в том что немцы и отравились нужно ветер, Бивена никак не убеждает.
    Симон Краус — недоросток комплексующий по своему росту и психолог специализирующийся на сновидениях. В клиенты он принимает только женщин, пользуясь положением спит с ними и, если они делятся порочащими секретами, шантажирует их. К нацистам от относится с подозрением, но это не мешает ему жить в конфискованной у евреев квартире, полученной через свои половые связи. Эти же половые связи втянули его в расследование, так как все жертвы посещали его.
    Баронесса Минна фон Хассель — родилась в семье коммунистов-миллионеров, родителям до неё не было дела и росла она под надзором нянек. У неё по поводу немецкой власти иллюзий нет. Родители переехали в США, но она предпочла остаться в Германии. Всё это создаёт позитивный образ, только и она оказывается не без двойного дна. Она руководитель психиатрической лечебницы в которой находится отец Франца Бивена. Методы лечения она использует самые радикальные. У Минны убеждение, что один вылеченный из десяти это уже хорошо, даже если остальные девять во время «лечения» умрут. И вдобавок она алкоголичка и наркоманка.
    Такая разная группа берётся раскрыть дело. На своём пути они проходят через многое, в основном их методы ни к чему конкретному не приводят, действуют они почти как гестапо, подстраивая свои теории под найденных подозреваемых. Почти всё время они катятся по наклонной, а разгадка приходит с неожиданной стороны.

    В книге достаточно описаний нацистского режима с его методами, целями и средствами, вроде таких



    С тех пор как Гитлер пришел к власти, немцам оставалось одно право: заткнуться. Журналистам в первую очередь. Отныне только Йозеф Геббельс, министр народного просвещения и пропаганды (никто вроде бы не обратил внимания на противоречие в самом наименовании), определял, какие статьи можно допустить к публикации.

    Когда преступна сама полиция, чем ты невиновнее, тем больше твоя вина.

    А ещё избранные цитаты из Гитлера, с обоснованием и оправданием нападения после развязывания войны. По таким заметкам легко провести аналогии с современностью и понять, что странам ищущим нацизм у других, стоит задуматься в первую очередь о себе (непонятно почему некоторые писатели отказываются от издания в России, ведь подобными цитатами можно легко показать куда на самом деле движется режим).

    В итоге ставка на жёсткость нацистского режима сыграла. Она показана и в ещё мирное время в Берлине затрагивая почти всё общество. И чуть затронула военное время на восточном фронте в России, Украине и Польше описывая военные похождения айнзацкоманд. Концовка вышла немного странной, что в итоге стало с героями не говорится. Возможно подготовлена почва для новых похождений персонажей. Но кажется последние слова всё же не обещают продолжения.

    21
    1,7K