Рецензия на книгу
Вверх по лестнице, ведущей вниз
Бел Кауфман
dararadost15 июня 2013 г.Я была с той стороны учительского стола. Полтора месяца, смехотворный срок. Абсолютно недостаточный для того, чтобы набраться опыта. Но его хватило на полную реконструкцию видения мира. На все, пережитое в школе, на своих преподавателей в универе смотришь совершенно другими глазами в момент, когда выходишь со своего первого самостоятельного урока, нежели чем смотрел на них 80 минут назад, заходя в ту же самую дверь.
Многих ли своих учителей вы действительно уважали? Я знаю с полсотни людей, кто ответит, что у них не было ни одного действительно хорошего учителя, Учителя с большой буквы, таких, как мисс Баррет. И никому и в голову не придет, что он мог просто его не заметить. Ну как же можно, не заметить человека, искренне заинтересованного в каждом ученике, стремящегося вложить в их головки настоящее прочное знание, нормы морали и нравственности, помочь выбрать правильный путь? Можно, еще как!
У нас в лицее было несколько преподавателей, которых все без исключения ученики любили и уважали. Нет, они вовсе не заискивали перед детьми, не держались с ними запанибрата, не завышали оценки. Но почему-то все признавали их авторитет, спешили на их уроки в любую погоду (-35 за окном, класс в полном составе сидит на уроке математики, на следующем уроке - литературы - больше половины парт свободно), не обижались за полученные двойки (сам виноват, лучше готовиться надо было). Стоит ли добавлять, что все эти учителя были людьми опытными, за их плечами стояло от десяти и более лет педагогической работы.
А была молодая учительница литературы. Полная энтузиазма, любви к подрастающему поколению, желания привить любовь к произведениям искусства. Вылитая мисс Баррет, только не в бедной школе неблагополучного района, а в элитном лицее, в котором, впрочем, трудных детей тоже хватало. Отвечали ли мы ей взаимностью? Возможно кто-то и отвечал, кто-то более чуткий и понимающий, чем я. Я же её не любила. Я думала, что она насквозь фальшива, когда читает нам проникновенным голосом стихи, объясняет, разжевывает каждый эпизод произведения, длинными, скучными разъяснениями "подводит" к лежащим на поверхности выводам. В моей мозг не могла закрасться мысль, что она, точно так же, как и я, просто учиться, ищет свой собственный темп и приемы работы, пытается стать лучше, чем есть.
Эта мысль появилась позже, когда я уже сама стояла перед детскими мордашками и пыталась до них достучаться. Сцена, практически повторяющая первую главу романа. "Послушайте меня, да послушайте же!" "Нет, мы не хотим слушать, мы хотим бегать, болтать, ругаться, кидаться книгами, но никак не слушать Вас. Откуда мы знаем, что Вы скажете нам что-нибудь интересное и полезное, сначала докажите это нам". "А как доказать, если вы не слушаете?"
Профессии учителя надо учиться. Учиться долго и упорно, учиться на практике. А что значит учиться на практике? Значит учиться на детях. Страшно звучит. Но без этого не появляются Учителя. Те, кто бояться или не могут учиться, быстро уходят от работы с детьми. Не все, кто остается, становятся такими, какими хотели быть в начале своей карьеры. Но никто не становиться Учителем сразу, только зашел в класс - и тебя сразу стали слушать, любить, уважать ученики. Так не бывает!
А понимаешь это, только оказавшись по ту сторону учительского стола.
Продолжу ли я работу с детьми? Не знаю. В конце концов, это не моя профессия, меня никто этому не учил, все приходиться нащупывать самой, в темноте. И я не уверена, что у меня хватит способностей, энергии, чувства юмора, такта. Мало любить детей. Мало даже их понимать. Нужно что-то еще, какой-то загадочный элемент успеха, который никто учителям не подносит на тарелочке, все находят его сами. Или не находят. Или не хотят искать, но это уже другой вопрос.Ну вот, рецензия, а я ни слова о самой книге не сказала. Но все вышеизложенное, мысли - которые перекликаются с книгой, которые она навеяла или разбудила где-то в укромном уголке сознания. Чудесная книга, рада, что она попала ко мне в руки.
615