Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Siddhartha - Bilingual Edition, German & English

Hermann Hesse

  • Аватар пользователя
    Аноним14 июня 2013 г.

    «Оттуда отступают слова
    С разумом, неспособные постичь его»

    Пусть эпиграф из Упанишад не вводит в заблуждение: «Сиддхартха» - это не краткое изложение восточного учения для западного читателя, и не религиозная притча. Это - автобиография, поиск пути и сформулированный в финале «некий новый (индо-медитативный) для нашего времени способ мышления».

    Создание небольшой по объёму (но бесконечной по содержанию) повести заняло у Гессе более двух лет. Известно, что первая часть была написана достаточно быстро (и легко), а затем наступило «затишье», тупик или неуверенность? Именно в этот период Гессе посещает сеансы психоанализа у доктора Юнга, а главное, встречается и подолгу беседует со своим родственником Вильгельмом Гундертом, приехавшим только что из Японии. В 1921 году «большая индийская выдумка» окончена, путь, кажется, найден.

    Мне доподлинно не известно читал ли Гессе «Мир как волю и представление» Шопенгауэра (представляется, что не мог не читать), но во многом эти произведения, в части восприятия и интерпретации восточной религии, схожи, если не забывать, что одно из них - произведение художественное и рассказывает о частном, а другое – философское и говорит об общем, но в обоих Запад созерцает Восток. Общий и вывод, один из выводов, который делают немецкие интеллектуалы: мудрость невозможно передать, никакое «учение» не имеет абсолютной универсальной ценности, поскольку каждый человек индивидуален, и суть человека заложена в нём от рождения.
    «Человеческий идеал не кажется мне заключенным в какой-либо истине, - напишет Гессе, - или определенном веровании. Высшая цель – внести в свою душу возможно большую гармонию».

    По сюжету книги Сиддхартха обретёт свой путь и достигнет нирваны, Гессе – нет. Никогда писатель не сможет «сидеть у Реки» и быть только созерцателем, никогда смысл жизни или сама жизнь не будет для него всего лишь усмешкой – пусть и «спокойной, светлой, мягкой, мудрой». Позже Умберто Эко в своем исследовании о популярности дзэн-буддизма на Западе напишет: «Даже от буддизма, исповедующего принятие жизни, западный дух всегда будет отходить в силу неуничтожимой потребности переиначить эту принятую жизнь в соответствии с тем, что желанно разуму… никогда западный человек не согласится забыться в созерцании сущего многообразия, но всегда будет до последнего стремиться к тому, чтобы возобладать над ним и упорядочить его по-иному». Создание «Сиддхартхи» было для европейца Германа Гессе лишь пребыванием в саттва-гуне, но не просветлением. Огромнейшее счастье для человечества, иначе не было бы «Игры в бисер».

    17
    98