Рецензия на книгу
Сёгун
Джеймс Клавелл
Аноним4 апреля 2022 г.Очень сложно собрать мысли в кучу и написать отзыв на такое масштабное произведение. Итак, позади полторы тысячи страниц.
Я читала "Сёгуна" в трёх томах. Первый том (включает в себя 1-2 часть) стал для меня эмоциональными американскими горками. Я читала с глазами по пять копеек и, закрывая книгу, каждый раз думала, что никогда в жизни не продолжу чтение - настолько меня поражали подробнейшие описания кровавых расправ, пыток, омерзительные подробности вещей и процессов, про которые я читать не привыкла. Поэтому, планируя читать эту книгу, нужно быть готовым к:
1) очень, очень кровавым подробностям;
2) довольно грубому и неприятному слогу. Автор очень подробно описывает, кто и где почесался, кто, где, как и в каком количестве испражнился и что с этими испражнениями стало, и прочие неприятные подробности. Я спокойно отношусь к принципу "что естественно, то не безобразно" и тем более к историческим особенностям того времени, как например, к привычке европейцев подолгу не мыться и в целом вести себя весьма не чистоплотно. Но в большинстве случаев описания всех этих вещей можно было бы избежать, в то время как автор делает на них акцент, раз за разом повторяет, смакует снова и снова.Но всё же, что-то в этой книге привлекало и заставляло читать дальше. В этом плане книга очень хороша: ты ныряешь в неё с головой, она тебя не отпускает, и вот ты, сам того не желая, уже знаешь фразы на японском, мысленно кланяешься в знак приветствия и с подозрением смотришь на камни, ожидая, что они начнут расти.
Второй том оказался, наверное, самым интересным. Третий же я домучивала на чистом упрямстве. Возникало ощущение, что я читаю одно и то же снова и снова, причем даже в одних и тех же декорациях. Надо отдать должное, очень много эпизодов были написаны настолько увлекательно, что не оторваться. Я поняла, что автор связан с миром кино, даже прежде, чем узнала в послесловии, что Джеймс Клавелл - сценарист. Очень по-киношному многие сцены и диалоги описываются, думаю, это пошло на пользу книге.
Но как же мне было скучно читать повтор одного и того же и как же я радовалась концовке! Концовка хороша. Все карты раскрыты, все сюжетные линии завершены, судьбы всех персонажей предрешены.
На протяжении полутора тысяч страниц я читала одно и то же: вот будет война, нам нужен план, какой же план нам придумать. Войны я не дождалась, на том спасибо автору, очередных интриг я бы уже не выдержала. Весь план в итоге придумал один человек и раскрыл нам его на парочке последних страниц, но, признаться честно, читала я это всё уже наискось: утомил меня автор.Кроме того, в книге нет практически ни одного привлекательного персонажа. Главный герой в начале - умный, волевой, ради выживания и спасения своей команды готовый где-то адаптироваться, а где-то и взбрыкнуть, - превращается в персонажа, свысока смотрящего на своих товарищей, стыдящийся их, даже желающий их убить. Он с отвращением вспоминает жену, дом, родину. Причем если в начале ему было сложно, он выживал благодаря уму и находчивости, то потом вокруг него начинается какой-то танец с бубнами.
То он спасет Торанагу (местного главного парня) - и весь мир его превозносит, хотя все самураи убивают и умирают за своего господина, и никто не воспринимает это как подвиг. Потом случай в Осакском замке, после которого его все благодарят, а он буквально ничего не сделал, только вместе со всеми спрятался в укрытии, которое показала наложница Торанаги.Женские персонажи, отношение к женщинам и их отношение к самим себе - это и вовсе отдельная тема. При этом, наверное, именно женские персонажи изображены наиболее привлекательными.
Непривлекательность персонажей - это и не плохо, и не хорошо. Для меня это минус, потому что я не могла никому сопереживать. С другой стороны, персонажи получились очень яркие и запоминающиеся, за ними было интересно наблюдать.
Для меня основной темой книги стало столкновение двух культур: японской и европейской. Я не эксперт в культуре Японии, не знаю, верно ли она изображена. Но то, что я прочитала о ней в этой книге, и заставляет задуматься, и повергает в ужас. Не хотела бы я жить в мире, где никому нельзя доверять, где повсюду лицемерие.
- Ужасно, правда, не доверять никому?
- О нет, это только одно из жизненных правил - ни больше ни меньше.
Причем для японцев в книге лицемерие - это хороший тон. Они рады, что есть бесконечные обряды вежливости и улыбок, в которые никто не верит, потому что не нужно думать, как себя вести. Они не любят, у них даже нет такого слова в языке. Самое близкое к любви понятие - это долг, а проявление любых эмоций - это невежливость и позор.
Все эти культурные особенности шокируют, но ещё больше шокирует, что едва у тебя и у главного героя возникает мысль: "да это же варварство, так нельзя", как японец на страницах книги обзывает варваром тебя. Они жестоко убивают людей за малейшую провинность и называют главного героя нецивилизованным варваром, когда он выказывает неудовольствие по этому поводу. Ну, зато у них чисто и есть ванна (и это буквально одна из основных причин, почему главный герой с презрением начинает относиться к своим соотечественникам: у них грязно и ванны не в ходу).
Люди мрут тысячами. Я прям ждала, что всё население Японии закончится к середине второго тома, но почему-то этого не случилось. У самураев есть право в любой момент убить всех своих самураев, слуг, жен, наложниц и детей. Направо и налево все если не убивают, то совершают сэппуку (ритуальное самоубийство). Они приказывают супругам помириться, убить своих детей, отправить родителей в монастырь. И приказы выполняются. Было страшно читать о мире, где нет никаких привязанностей, а есть только долг. Да, это обосновывается тем, что японцы верят в перерождение души, но легче от этого на сердце не становится.
А ещё они слушают падение лепестков, пьют чай из пустой чашки, шлют смех в своих письмах. Они не слышат того, что происходит в метре от них, но слышат, как растут камни. Ради таких моментов стоит прочитать эту книгу.
"Сёгун" - это про масштаб. Здесь про жизнь и смерть, про долг, любовь, внутреннюю гармонию, принятие инородной культуры, и про многое другое. Очень интересна тема религии, веры.
Что по итогу: я не жалею, что прочитала эту книгу, но перечитывать её вряд ли буду. В ней есть много увлекательных, динамичных моментов, интриг, сюжетных поворотов, много любопытных мыслей, над которыми интересно поразмышлять. Обязательно вернусь когда-нибудь к отдельным моментам, которые себе отметила. Но общее впечатление подпорчено несколько, на мой взгляд, затянутым повествованием, неприятным слогом (к которому, впрочем, более-менее привыкаешь) и отталкивающими персонажами, которым совершенно не хочется сопереживать.
7682