Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Волхв

Джон Фаулз

  • Аватар пользователя
    sovin12 июня 2013 г.

    - Я требую, чтобы…

    • В этом доме не требуют. ©

      Итак, «игра в бога» началась. Скучающий интеллигент, скептик и нигилист Николас Эрфе, убегает «прочь от обезумевший толпы», от бесцельных дней и от несчастливой влюбленности. Когда не получаешь от жизни желаемого, ты словно привязан к наковальне безысходности между прошлым и будущим, в бесстрастном ожидании момента, когда на тебя с грохотом обрушится обыденность и пустота наслоившихся дней. Нужна новая точка отсчёта, некое пристанище, где можно собраться со свежими мыслями и эмоционально отдохнуть. Таким местом оказался греческий остров Фраксос ("остров заборов"), где англичанина встречает хозяин виллы «Бурани», Морис Кончис. Отныне он вершитель судеб чужих, маг и кудесник, мудрец, который правит балом. Вполне незаметно он управляет действием так, что герой постепенно начинает терять ощущение реальности. Без того тонкие границы между правдой и вымыслом медленно стираются.

    • Ты не пугайся: остров полон звуков –

    И шелеста, и шепота, и пенья;
    И льётся дождь сокровищ на меня…
    И плачу я о том, что я проснулся…
    © Шекспир. «Буря»

    Таинственный и прекрасный остров окутан красотой и тайной. Театральные декорации на первый взгляд незамысловаты, но профессионально собраны из нюансов личных пристрастий Кончиса - каменные гроты и пещеры, трапезы под ветреной колоннадой. Вдруг из ниоткуда возникают манящие звуки охотничьего рога. Это место, где за деревьями скрываются мраморные статуи, а из темных прогалов выбегают нимфы и сатиры.

    Медленно и верно весь антураж полу-античности давит на психику Николаса не только визуально, но и психологически. На волю с визгом вырываются накопленные годами страхи разномастной коллекции кошмаров из шкатулки Мориса Кончиса. Мир распадается, действительность расслаивается, подобно негодному слоёному пирогу, и Эрфе оказывается как в открытом космосе. Он полностью не удовлетворён и разочарован. Он понимает, что давно уже заигрался тщеславными химерами своей мнимой гениальности. Обвиняя греческого поэта Катулла в бесталанности, осознаёт, что сам полнейшая бездарность, и все его вирши не стоят ни малейшего внимания. Эти тягостные мысли и острые вопросы опрокидывают наповал и доводят героя практически до самоубийства. Так что бессмысленность существования, в котором ты вынужден прибывать сегодня, не всегда следует разбавлять призрачными идеями экзистенциализма, модными на данный момент.


    " И я вдруг чувствую - мы одно тело, одна душа; если сейчас она исчезнет, от меня останется половина.
    Этот обморочный ужас - л ю б о в ь" . ©


    «Волхв» располагает множеством литературных аллюзий и отсылок к другими культурными произведениями. Для меня ближе всего «Улисс» Джойса. Там главные герои символизируют гомеровских персонажей, здесь же автор использует миф об Орфее. Не просто так фамилия Николаса – Эрфе. Если вспомнить содержание мифа, то Орфей жил во Фрации. Остров Кончиса – Фраксос, сравнение с Царством Аида, где очутился Орфей-Эрфе. Улавливаются и некие сходства с персонажами «Бури» Шекспира. В романе интересно именно «копаться», там, как и у Джойса, сюжет пестрит не единичными образами и параллелями. Сам Фаулз упоминал роман Диккенса «Большие надежды» и хотел даже сделать Кончиса женщиной – противопоставление мисс Хэвишем. Но для меня оба настолько отдельно сформированные личности. Кончис вообще очень неоднозначный мистический персонаж. Недаром волхвам приписывали знание различных тайн, недоступных обыкновенным людям. Фаулзу хотелось, чтобы его Кончис олицетворял собой противоположные философские понятия как Бог и Свобода.

    Cras amet qui numquam amavit quique amavit cras amet - Завтра познает любовь не любивший ни разу, и тот, кто уже отлюбил, завтра познает любовь. ©

    9
    28