Рецензия на книгу
Mockingjay
Suzanne Collins
Аноним12 июня 2013 г.Много читать. Много спойлеров. Много негодования.
Мне долго советовали "Голодные Игры" американские друзья (у них, как я поняла, после выхода фильма случился взрыв внезапной любви к трилогии) и я все не хотела приниматься за это дело ввиду того, что обложка со всеми этими "сумеречными мотивчиками" и весьма непривлекательное описание выворачивали наизнанку. Я, мягко говоря, не являюсь фанатом литературы, которая не содержит ничего, кроме любви и всего, оттуда вытекающего. А обложка уж явно намекала на присутствие такого. Единственное, что не оставляло в покое - антиутопия. Вот что-что, а это я люблю. Спустя год, таки решившись посмотреть фильм, я захотела прочитать книги. Фильм, нужно сказать, получился неплохой, по сравнению со всеми моими наихудшими ожиданиями. За три дня я прочитала все три книги и мои эмоции и впечатления менялись каждый день. Первая часть выдалась бы вполне неплохая, если бы не то, как все это было написано. Но я, сваливши все на некачественный перевод, решила прочитать вторую книгу. И, думаю, после первой мне стоило бы закончить с "ГИ". Как жаль, как жаль...
А теперь по порядку. Начну с некой предыстории, которая влияет на впечатление о трилогии в общем.
Сюжет, пусть и не такой уж новый, но интересный. Точнее, интересна сама идея. А вот исполнение ужасное! Еще в первой книге, на странице где-то двадцатой, меня уже стало порядком раздражать повествование от лица героини. По началу это было в основном из-за невыносимого для меня утрирования всего в жизни главной героини. Возможно я придираюсь и все такое, но постоянные повторы того, что у них тут так плохо и так ужасно, только в другом контексте, напрягают. Разумно сказать, что жизнь у неё действительно плохая, но постоянные, просто упорные акценты оставляли неприятное ощущение. Будто Китнисс пересказывает кому-то свою историю и пытается максимально надавить на жалость. Ну да ладно, это не столь значимо, чего не скажешь о монотонности и непрофессиональности изложения текста в общем. Большая часть истории - это описания интервью, переодеваний (что вообще описано в самых ярких деталях) и однообразных, ненужных действий, которых можно было избежать. И снова, в первой части я закрыла глаза на это. "Переводчики..."
Хотя, если говорить честно, от части подробные описания действий Китнисс во время Игр создали отличную атмосферу присутствия, но все остальное - явно ни к чему.
Дочитала я книгу с явным намерением прочитать следующую часть и получить еще более интересную историю (а оно таки интересно, этого не отнять). Однако, "И вспыхнет пламя", хоть и прочиталось так же быстро, все же не получилось таким же интересным, как "Голодные игры". Тут уже пошли конкретные пробелы в сюжете на пару с просто детской манерой изложения типа "Я пошла...", "Я положила...", "Я не возражаю" (вообще, с этим "Я не возражаю" у меня не сложилось еще с первой книги. Уж больно часто оно повторялось и по большей части не в тему).
Но все это меркнет и бледнеет в сравнении с заключительной книгой.Во-первых, избитость и драматичность (я бы добавила "пафосная") уже во второй книге начали медленно демонстрировать себя. Какая-то слишком быстрая и непонятная смена событий: только она узнала о возвращении на ГИ, как уже куда-то убежала, потом оказалась в подвале, вышла, пришла в дом к ментору, напилась и вернулась домой, при том, что все это за 3-4 страницы. Автор явно перестаралась с повествованием от первого лица. Но, опять же, тут еще цветочки. А ягодки у нас расцветают как раз в третьей книге, где я часто перечитывала какие-то моменты (а на некоторые вообще забила), чтобы понять то, что только что произошло. Ярчайшим примером являются события после взрыва. Сперва мне казалось, что она спит, потом я подумала на всякие препаратики (которыми героиню за книгу раз сто шпиговали с завидной регулярностью), затем я вообще плюнула на попытки разобраться в происходящем и продолжила читать. Если первая часть третьей книги еще страдала от совершенно ненужных подробных описаний создания агитационных роликов и приготовлений, то третья часть - сущий бред с какой стороны не глянь.
Теперь о сюжете. Ааааа! Мозг! Внезапно, история с перспективным развитием превратилась в то, что народ называет "уг". Тут уж все, что душе угодно: политика, войнушки, больнички, душевные терзания и еще больше душевных терзаний! И все это скомкано "кое-как" и приправлено сверху никогда не стареющим любовным треугольником. Но об этом позже.Помню, когда читала первую книгу, я подумала: "Неужели нормальная главная героиня? Что, серьезно нормальная?", но к концу я поняла, что и тут был подвох. Очевидно, автор хотела создать нормального, по моим параметрам, женского персонажа, а именно: меньше соплей и любовных истязаний, больше дела и здравого мышления. Возможно, так изначально и было задумано, но Сьюзен явно перестаралась.
Во второй книге Китнесс внезапно заинтересовывается и, при этом, не заинтересовывается её взаимоотношениями с бедными жертвами - Питом и Гейлом. А именно, её метания и внезапные приливы как нежности так и любви к одному и другому по очереди раздражают. "Пошла к Питу, поспала с ним, на утро поссорилась, пошла к Гейлу, поцеловалась, вернулась к Питу, поспала, предложила Гейлу с ней сбежать, поссорилась, предложила Питу с ней сбежать, с тем поссорилась, с тем поцеловалась, с тем уже в обидках" - примерно так выглядели её похождения. А её размышления - вообще бесценно. Именно в третьей книге они доходят до маразма, особенно, когда, думая, что потеряла дорогого ей Пита навсегда, она спешит искать утешения в объятиях Гейла, который позже никому нафиг не нужен (и опять временно).
Стоит ли упомянуть о её попытках помочь Питу восстановиться? Пожалуй упомяну: их не было. Осы-убийцы со своим ядом и президентом Сноу испоганили всю малину нашей Сойке, "подменив" Пита на какого-то грубого и не обожающего её парня. "Какова обида! Его не вернуть! Ну и ладно" - помышляет героиня и даже не пытается что-то предпринять. В период между возвращением Пита и покушением Китнисс творит глупые вещи, думает о глупых вещах, озвучивает то, что думает. Тут-то я поняла, что крест на нормальной героине можно смело поставить. Но Коллинс продолжает радовать и после взрыва, когда, казалось бы, от тебя уже ничего не требуется - просто хорошо закончи.
Решение Китнисс относительно новых ГИ - тоже достойное внимание действо. Пожалуй, самая непрофессиональная вещь, которую сделала автор, подогнавшая еще более убийственный аргумент. Дальше я не могу пройти мимо её обращения с недавно столь любимыми мальчиками. После всей этой сумбурщины после взрыва, где черти что творится, а ты сиди и пытайся разобраться, Китнисс проявляет почти что абсолютное безразличие к тому, что случилось с Питом и Гейлом. А зачем? Действительно.
Дальше - больше. Тут вам и новый враг народа, и суд, попытки самоубийства и внезапная отмазка от наказания, а к этому добавим окружение девушки, которые абсолютно беззаботно реагируют на такую мелочь - внезапное убийство президента, вместо убийства другого президента (Коллинс!). Ну убила, кого волнует зачем?
И плавно подходя к самому ужасному финалу, который мне когда-либо удалось увидеть...
Один любовничек внезапно свалил (хоть и резонно, но уж слишком неправдоподобно быстро), чтобы облегчить автору задачу в разрешении треугольника (довольно бездарно, кстати), другой сажает под твоим окошком цветочки в память о сестре, а ты, как полоумная, бегаешь по дому и ревешь по ней же, вместо того, чтобы сделать хоть что-то в её память. А потому как-то совсем внезапно, прямо в лоб, у неё уже детки бегают. Никто не говорит каким образом произошло излечение Пита. Так же, все что мы узнаем о семейной жизни Китнисс, это то, что детей завести её умолял Пит, а за книгу она так и ни разу нормально не сказал ему, что любит его. При всей моей нелюбви к таким сценам, я просто обозлилась на автора еще больше, так как получилось совсем черти что. Складывается такое впечатление, что Китнисс осталась с Питом сама того не желая, потому что другой потенциальный женишок уехал от греха подальше. Несмотря на то, что основная тема - это явно не любовь, довести-то историю до конца можно было. Конец получился не то, что незаконченным, он получился вообще никаким. Никакой развязки. Кажется, что автору надоело и она решила побыстрее с этим закончить (а теперь вспоминаем длинные и никому не нужные описания всех этих агитационных реклам, о которых можно было сказать намного меньше).
Есть еще много вещей, в которых я осталась недовольной, но я сомневаюсь, что хоть кто-то осилил эту писанину.
Если суммировать плюсы и минусы книги, то плюсов не будет (за исключением Финника, пожалуй), а вот минусов предостаточно.
Угробить такую замечательную идею - это еще талант нужно иметь. Так что я преклоняюсь перед таким сомнительным талантом Сюзен Коллинс и советую ей дальше писать детские рассказы.Признаюсь, отходить от этого чтива я буду неделю точно. Такого гадкого чувства на душе у меня после книг еще не было. А в совокупности с пустотой от незаконченного финала и недоумения от всего происходящего в общем, я думаю, что никакую книгу вообще в ближайшую неделю не возьму, чтобы под продолжительным впечатлением не разочароваться еще в чем-то.
Чтобы окончательно подвести итог, справедливо будет вынести оценку всей трилогии:
5/10
И пятерка только благодаря первой книге. За хорошее начало, так сказать.29117