Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Madame Bovary

Gustave Flaubert

  • Аватар пользователя
    MiLeliya12 июня 2013 г.

    О романе и авторе
    "Госпожа Бовари - это я" - говорил Флобер. Исследователи творчества Флобера советуют понимать эту фразу иносказательно, условно. Однако как и Эмма Бовари, Флобер не хотел мириться с действительностью, которая нередко бывает очень неказиста. Писатель мечтал о странах, где люди всегда говорят только правду, где понятия "чести" и "долга" стоят превыше всего, где никто не боится предательства, потому что там нет предателей. Современники не раз отмечали исключительную честность Флобера. Так, Эдмон Гонкур говорил о нём: "... среди всей писательской братии, с которой мне в жизни приходилось якшаться, я знаю только одного человека, безукоризненно честного в самом высоком смысле слова, - это Флобер". Ги де Мопассан говорил о "трогательной наивности Флобера, сохраненной им до самой смерти": "Исключительная врожденная прямота, непоколебимая искренность и честность, благородство, проявлявшееся во всех его чувствах, во всех движениях души, - таковы несомненные источники этой постоянной наивности". Вот и "Госпожа Бовари" - абсолютно реалистичный роман, хоть и не имеющий в виду кого-либо конкретно: "То, что рассказано в "Госпоже Бовари", никогда не случалось в действительности. Это история целиком вымышленная. Я не изображал в ней ни моих чувств, ни моей жизни", - говорил Гюстав Флобер.
    "Госпожа Бовари" - сравнительно небольшое произведение, которое автор оттачивал пять лет. Флобер стремился к тому, чтобы его произведения были совершенны по форме и стилю. Он считал, что "замысел произведения можно отлить только в одну-единственную, присущую ему форму, что для точного выражения смысла существует одно-единственное слово, одна-единственная фраза, которые художник обязан найти". (А. Пузиков, предисловие к книге Гюстав Флобер "Госпожа Бовари"). И роман, действительно, воспринимается как совершенное произведение, хотя кому-то, возможно, местами он и покажется несколько витиеватым и не совсем простым.
    Г. Флобер работал над романом по многу часов в день, но работа не всегда продвигалась гладко: "...моя книга с трудом продвигается вперед"; "Проклятая "Бовари" мучит и изводит меня"; ""Бовари" ползет черепашьим шагом". Возможно, некоторые трудности написания были связаны с сюжетом произведения: Флобер отмечал, что не любит сюжеты, "взятые из обыденной жизни".

    Сюжет романа
    Эмма - вторая жена Шарля Бовари. Это натура впечатлительная, пылкая, мечтающая о вечной любви, страстных письмах, романтических стихах, вздохах в беседках во время лунной ночи. Когда Эмма выходила замуж за Шарля, она была молода и представляла себе супружескую жизнь как нечто романтическое и прекрасное, о чем она читала в любовных романах. Но супружеская жизнь - это не столько вечная романтика, сколько и обыденность. А Эмма никак не могла с этим смириться. Вдобавок ко всему, ей был безразличен Шарль. Шарль её любил, но он любил её тихо, без заламывания рук, без серенад, но зато с участливостью, с тревогой, с нежностью, так, что если вдруг Эмма заболевала, то и он, казалось, переносил её муки.
    У них родилась дочка, но и её Эмма любила "странною любовью". Она могла накричать на девочку, но в другой момент излить столько любви и нежности на свою кроху, что служанки только диву давались.
    Эмма томилась действительностью и мечтала о возвышенных страстях. В погоне за идеалом мужчины, идеалом возлюбленного Эмма вступает в связь сначала с Родольфом, потом с Леоном. Но постепенно влюбленность проходит, остается только привязанность и попытки притянуть своего возлюбленного к придуманному идеалу. Встречаясь с Родольфом, Эмма вспоминает юность, когда всё было совсем по-другому:


    "Давно-давно не сидела она с ним <отцом> на скамеечке у камина и не помешивала потрескивающий дрок палкой, конец которой загорался от жаркого огня! Вспомнились ей светлые летние вечера. Идешь, бывало, мимо жеребят, а они ржут и резвятся, резвятся!.. Под её окном стоял улей, и пчёлы, кружась в лучах солнца, золотыми шариками ударялись об оконное стекло, а потом тут же отскакивали. Какое то было счастливое время! Беззаботное! Полное надежд! Как много было тогда иллюзий! А теперь ни осталось ни одной. Эмма растратила их во время своих душевных бурь, растрачивала постепенно: в девичестве, в браке, в любви, на протяжении всей своей жизни, точно путешественник, оставляющий частицу своего состояния в каждой гостинице".


    Потом Эмма подумала: "За что она так ненавидит Шарля, и не лучше ли все-таки попытаться полюбить его? Но Шарль не оценил этого возврата былого чувства, её жертвенный порыв разбился, это повергло её в полное смятение...". А потом Шарль, по специальности врач, сделал одну неудачную операцию, которая негативным образом ославила его на весь их маленький городок. Эмма окончательно утвердилась в мысли, что её супруг ни на что не годен. А любви Шарля ей было недостаточно. Вот, о чем она думала в театре:


    "Эмма вызвала в памяти день своей свадьбы. Она перенеслась воображением туда, в море хлебов, на тропинку, по которой все шли в церковь. Зачем она не сопротивлялась, не умоляла? <...> Напротив, она ликовала, она не знала, что впереди - пропасть... О, если б в ту пору, когда её красота ещё не утратила своей первоначальной свежести, когда к ней ещё не пристала грязь супружеской жизни, когда она ещё не разочаровалась в любви запретной, кто-нибудь отдал ей своё большое, верное сердце, то добродетель, нежность, желание и чувство долга слились бы в ней воедино, и с высоты такого счастья она бы уже не пала! Но нет, это блаженство - обман, придуманный для того, чтобы разбитому сердцу было потом ещё тяжелее. Искусство приукрашает страсти, но она-то изведала всё их убожество!"

    . И в Родольфе, и в Леоне Эмма ищет то самое "большое, верное сердце". Но Родольф её бросил, а Леон надоел ей самой. Хотя она всё равно старалась поддержать их связь, и уже неглубокую привязанность скрывала под роскошью обстановки их свиданий. Она привозила лепестки роз в номер гостиницы, где они встречались с Леоном, заказывала много шампанского и много ещё чего вытворяла, в конечном итоге разорившись. Она просила денег у Родольфа, просила у Леона, но они отказали ей. Она искала деньги повсюду, но всё было тщетно. Эмма проглотила мышьяк, и её не смогли спасти. Шарль умер, дочку Берту взяла к себе тетка, но они так нуждались, что "девочке пришлось поступить на прядильную фабрику".
    Главная тема романа - несоответствие действительности и идеалов, непринятие этой действительности. Невозможность ориентирования на те плюсы, что есть, а погоня за идеалами, которые на самом деле не существуют. Возлюбленные Эммы отвернулись от неё в горестные минуты, все страсти рассеялись, как дым, не осталось ничего. Остался только Шарль, который чуть не помешался от горя, когда Эмма умирала, и осталась дочка, её дочка. Можно и нужно было жить! Жить, окруженной любящими людьми, радоваться успехам дочки... Радоваться, что есть эта дочка, любить её, заботиться о ней, видеть, как она растёт... Но Эмма, подгоняемая кредиторами, не нашедшая нигде поддержки (кстати, Шарль не знал, что у них много долгов, Эмма ему не рассказывала), Эмма от всего отказалась. Умирая, она думала, что "настал конец всем обманам, всем подлостям, всем бесконечным вожделениям, которые так истомили её. Теперь она уже ни к кому не питала ненависти, мысль её окутывал сумрак, из всех звуков земли она различала лишь прерывистые, тихие, невнятные жалобы своего бедного сердца, замиравшие, точно последние затихающие аккорды".
    ... А потом всё закончилось.

    Факты

    • Роман печатался в парижском литературном журнале «Ревю де Пари» в 1856 году. После опубликования романа автор был обвинён в оскорблении морали и вместе с редактором журнала привлечён к суду в январе 1857 года. Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 года сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой.
    • Согласно проведённому в 2007 году опросу (https://www.time.com/time/arts/articl...578073,00.html) роман «Госпожа Бовари» является одним из двух величайших романов всех времён (сразу после романа Льва Толстого «Анна Каренина»). Тургенев отозвался об этом романе как о самом замечательном произведении "новейшей французской школы".
    • Рукопись романа, которая в настоящее время хранится в муниципальной библиотеке Руана, составляет 1788 исправленных и переписанных страниц. Окончательный же вариант, хранящийся там же, содержит лишь 487 страниц.
    • В 1928 и в 1937 годах появляются инсценировки романа, в 1940 году "Госпожа Бовари" ставится на сцене Камерного театра, а в 1964 году в Малом театре по роману Флобера создается спектакль "Провинциальные нравы".

    На основе и по мотивам романа снимали фильмы Жан Ренуар, Винсент Минелли, Александр Сокуров, Клод Шаброль и др. Главную роль исполняли Валентина Тесье, Пола Негри, Меча Ортис, Дженнифер Джонс, Изабель Юппер, Эдвиж Фенек, Сесиль Зервудаки, Фрэнсис О’Коннор.

    8
    1,5K