Рецензия на книгу
Extremely Loud & Incredibly Close
Jonathan Safran Foer
Аноним11 июня 2013 г.Жить дальше
Смерть – величайшая трагедия и загадка человечества. Осознание смерти – один из этапов становления личности, настигающий ребёнка на пути к юношеству. Оскару, главному герою этой книги, пришлось столкнуться со смертью гораздо теснее обычного: его отец стал жертвой террористической атаки 11 сентября 2001 года.
Крушение Всемирного торгового центра для американцев – больная тема, как для немцев фашизм, а для русских – Великая Отечественная война. К счастью, Джонатан Сафран Фоер не стал вдаваться в историческое и политическое значение теракта, использовав его лишь как пружину повествования. Всё начинается с того, что девятилетний Оскар после похорон отца находит в шкафу старый ключ и конверт с надписью «Black», придаёт этому слишком большое значение и пускается в поиски замка, путешествуя по всему Нью-Йорку и беседуя с каждым по имени Black. Мальчик, как и читатель, понимает, что открывшийся замок не вернёт папу к жизни, но поиски дают ему смысл, помогают помнить то, что нельзя забывать.
Смерть никогда нельзя осознать до конца. Жизнь безвозвратна, её не повернуть вспять. Будь то падение из окна, поражение атомным оружием или просто уход в мир иной из собственной кровати – смерть всегда кажется больше жизни (хотя бы на мгновение). Оскар не верит в загробный мир, призраков и бессмертие души. Он знает, что от его отца остались лишь вещи, которыми тот когда-то пользовался: серый костюм, красная ручка, газеты с обведёнными орфографическими ошибками. Отец был для него всем, а стал воспоминанием. Оскар пытается решить эту загадку вселенной, как задачку по физике, приравняв числитель умерших к знаменателю живущих. Детская впечатлительность и эмоциональные блоки встают на пути верного ответа. Оскар бьётся изо всех сил, но понимает, что с каждым шагом он всё дальше от истины.
Книга написана совершенно необычным образом. Даже если просто взять её в руки и пролистать, можно заметить, что плотные куски текста то и дело прерывают иллюстрации, фотографии, одинокие надписи на голых листах и т.п. Эдакий поток сознания, захлёстывающий читателя не только буквами, но и образами. Всё правильно – жизнь не может быть голой прозой. Какой-то день – это фантик от конфеты, другой – гербарий. Человек мыслит рационально, а воспринимает эмоционально. Фоер выбирает именно те средства, которые сильнее всего действуют на читателя. Апофеозом становится послание из цифр, набранное на клавиатуре мобильного телефона. Первые несколько предложений имеют смысл, и ты, как Оскар, цепляешься за это, пытаешься расшифровать дальше. Но после нескольких неудачных попыток… наступает прорыв. Ты понимаешь, что нет никакой загадки, никакого секретного кода. Что последовательность цифр – просто белый шум, поток бессознательного, выплеск эмоций. Как ни тяжело наступать на горло собственной песне, страницы с кодом приходится перелистывать и читать дальше. В следующей главе слова находят друг на друга, и приходится перелистывать страницы типографической грязи… Фоер сначала приучает читателя искать скрытый смысл в картинках, а затем делает ход конём и подсовывает абсолютно бессмысленную чепуху.
Так и Оскар, воспитанный в атмосфере научного анализа/синтеза, пытается разобраться со смертью путём разложения на единицы и ноли. Но что ему (и читателю) нужно осознать – так это насколько вселенная неохватней нас. Как бы нам ни хотелось иногда иметь перед глазами совершенную систему, где всё логично и взаимосвязано, жизнь всё равно оказывается больше нас. Иногда нужно просто перешагнуть, перелистнуть – и жить дальше. Перестать искать ответ к загадке, которую мы сами для себя придумали, и посмотреть в глаза своим страхам.
Замечательная книга, написанная взахлёб и читающаяся на одном дыхании. Автор блистательно передал тонкое душевное равновесие главного героя, готового расплакаться (от горя или от счастья) в любую минуту. Очень точные метафоры, врезающиеся в душу фразы, постоянное балансирование между беспросветной апатией и отчаянной тягой к жизни. Финал – человеческая «птичка» наоборот, где падающий из окна Всемирного торгового центра - падает вверх. Если бы это было возможно, мир бы не знал скорби… и в мире бы не было таких прекрасных книг.230