Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2022 г.

    «Торжище житейской суеты»: что Теккерей может дать современному читателю?

    «Все это, конечно, суета; но кто не признается в том, что в небольших дозах она приятна? Хотелось бы мне знать, какому разумному человеку не нравится ростбиф только потому, что он не вечен

    С английской классикой мои отношения не сказать что безоблачные. Я не могу осилить дедушку Диккенса и зеваю над Уилки Коллинзом — подумать только! Но классика, вопреки всем постулатам школьной программы по литературе, не обязана вам нравится a priori.

    На Теккерея, признаюсь, особых надежд я не возлагала. Оптимизм внушала лишь аннотация, обещавшая, что он — не Диккенс. Пришлось отважиться и поставить на талмуд почти в тысячу страниц. И не зря! Действительно, не Диккенс.

    Если коротко — остро, смешно, язвительно. Теккерей не стесняется злословить, эдакий Моэм середины 19-го века.

    «...сколь превосходна и нерушима любовь в нашем меркантильном мире»

    Вы можете без зазрения совести любоваться искусной игрой Бекки Шарп и саркастически усмехаться над бедняжкой Эмилией, стерегущей труп придуманной ей же Любви. «Роман без героя», помните? Здесь нет идиллически-тошнотворных добродетелей и скромных честных сирот. В том и прелесть. Даже Доббин, добрая душа, не лишен недостатков, хотя более всех и претендует на звание рыцаря без страха и упрека ( Но Джоза Седли никому не переплюнуть! :))

    Однако «Ярмарка тщеславия» хороша не только юмором. Это пародия, покушение на канон. Теккерей вводит в текст элементы метаповествования, смешивает жанры, использует приемы шкатулочного романа (см. главу «Воксхолл» — «Ночное нападение»). Как вам такой пассаж?

    «Араковый пунш и положил начало всей этой истории. А чем, собственно, чаша аракового пунша хуже всякой другой причины? Разве не чаша синильной кислоты послужила причиной того, что прекрасная Розамонда покинула этот мир? И разве не чаша вина была причиной смерти Александра Великого? По крайней мере, так утверждает доктор Лемприер. Таким же образом чаша пунша повлияла на судьбы “романа без героя”, который мы сейчас пишем. Она оказала влияние на всю их жизнь, хотя большинство из них не отведало из нее ни капли».

    Так что же Теккерей может предложить современному читателю, давно уже искушенному всевозможными литературными «-измами»? А может он, как выясняется, предложить не так уж мало: отличный юмор, хорошо отточенный сарказм, иронию и автоиронию, эксперименты с жанром и зачатки метаповествования. Иными словами, все то, что позже расцветет пышным цветом в модернистской и — особенно — постмодернистской литературе. Только вот потока сознания вроде как в «Ярмарке» нет.

    2
    578