Рецензия на книгу
Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства
Томас Манн
takatalvi11 июня 2013 г.Хоть ныне я завершила прочтение этого романа как следование совету в одной из игр LL, на самом деле «Будденброки» засели у меня в подкорке как план на прочтение очень, очень давно. Еще когда я зачитывалась в детстве детективами серии «Черный котенок». Там среди подростков, отдыхающих в деревне, шла такая беседа:
— Да, вкусно… Я вот в прошлом году, когда болела, «Будденброков» Томаса Манна читала. Там одна героиня все говорила: «По крайней мере знаешь, что вводишь в организм!» Тут как раз тот случай!
Денис взглянул на нее с уважением.
— Надо же, ты такие серьезные книги читаешь?
— Читаю! — не без гордости ответила Виктоша. На самом деле, мама долго уговаривала ее прочитать эту книгу, Виктоше казалось, что она умрет от тоски, но когда все же решилась, то уже не могла оторваться. Она так сочувствовала ее героям! Милая глуповатая Тони, чудаковатый и все-таки обаятельный Христиан, непонятный Томас и несчастный Ганно…
© Екатерина Вильмонт, «Секрет подозрительного профессора»Вот, в общем, с тех пор и сидели себе «Будденброки» у меня в памяти. А когда, несколько позже, я осознала, что обожаю семейные саги, и данный роман как раз является таковой, желание прочитать взлетело в разы. И, наконец, «ТТТ» поставила точку в этой эпопее: сегодня ночью книга была прочитана (и с мнением персонажа Екатерины Вильмонт я весьма разошлась, но об этом ниже).
Во-первых, хотелось бы сразу сказать, что я, как это часто бывает, получила не то, чего ожидала (и это хорошо). Дело в том, что незадолго до прочтения я узнала полное название романа – «Будденброки. История гибели одного семейства». Честно говоря, меня это сразу настроило на меланхолический лад. Я ждала, что в первой четверти произведения передо мной кратенько развернут жизнь представителей блистательной аристократии, а весь оставшийся объем будет посвящен их падению – неудача за неудачей, смерть за смертью, какие-нибудь суровые политические факторы, разорение, бесконечные унижения, и, в конце концов, окончательная и бесповоротная гибель всех и каждого.
Но оказалось, что все совсем не так, и в данный момент я считаю вторую часть названия лишней. Понятно, автор, быть может, хотел заострить внимание на разворачивающемся падении (крайне медленным и не всегда заметным, кстати), однако, по-моему, эти слова («история гибели») определяют настроение с самого начала, что не есть хорошо. Ну да ладно. В общем, роман не то чтобы захватывает с первых страниц, нет, но от него все же тяжело оторваться. Он нетороплив, размерен и начисто лишен меланхолии. Он высок, горд и торжественен; должно быть, в силу тех чувств, которые испытывают сами Будденброки. Вместе с тем удивительно, что столь почтенную семью нельзя упрекнуть в высокомерии или бессильной ярости, когда дела их приходят в скверное положение. Они все принимают с поражающим смирением, но вместе с тем не оставляют борьбы. Здесь царствуют расчет и разум с одной стороны, и верность христианским добродетелям – с другой. От Будденброков вы не дождетесь таких низких побуждений, как обман или месть. Они выше этого, потому что они благородны. Так они и идут по жизни – гордые прошлым, заправляющие настоящим и постепенно с испугом обращающие взгляд в неизвестное будущее, тем не менее готовые принять его.
Во-вторых, очень хочется сделать отметки об основных персонажах, которые и были упомянуты выше и запечатлелись в моей памяти задолго до прочтения.Антония, она же Тони. Как ее охарактеризовали в вышеприведенной цитате, «милая глуповатая Тони». Не могу с этим не согласиться, но я бы выразилась жестче. Тони была, в общем, прелестным ребенком и не менее прелестной девушкой. Но потом! После размолвки со своим первым мужем она вплоть до конца романа повторяет, что, мол, «жизнь меня научила, я уже не такая дурочка». Но ведь это-то как раз не так. Дурочка как есть, и я бы написала это слово в более грубой форме. И я не говорю о каких-то ее поступках, решениях – нет, жизнь и впрямь обошлась с ней жестоко, и ее стойкость достойна даже восхищения, - но ее поведение становится чем дальше, тем раздражающей. Ее брат Томас, наверное, прав, говоря, что она в душе так и осталась ребенком, однако чем старше становится Тони, тем слабоумнее (а не милее) она кажется, особенно когда восклицает свое любимое «я уже не такая дурочка!»
Христиан. «Чудаковатый и все-таки обаятельный». Не знаю насчет обаятельности, но Христиан, кстати, один из тех персонажей, что был мне близок от начала до конца. С первых глав он веселит не только семью, но и читателя своими выходками, причем это его актерское кривляние так и возникает перед глазами. В этом всем мне увиделся невольный протест, брошенный семье, протест, который несколько позже олицетворит своим существованием Ганно. Христиан не может найти себе места в жизни, но в нем до конца живет эта его веселость – живет своей жизнью, а он и не знает, что с ней делать. Не авторитет его брата Томаса, но отношение к нему буквально сгубили несчастного. А ведь если бы он пошел по своей дороге, если бы ему помогли выбрать ее, а не пытались отчаянно натолкнуть его на уже вымощенный путь, пройденный его предками… Тогда его жизнь прошла бы по-иному… А так – непонятый человек, постепенно становящийся «отрезанным ломтем» и закончивший свои дни весьма прискорбно.
Томас. «Непонятный». Ну, по-моему, с ним как раз все ясно как день. Персонажу я не симпатизирую, но он тем не менее очень интересен. Вплывший на полной скорости в уготовленное ему будущее, яростно принявшийся за дело своего отца, достигший огромных успехов. Все это он делал с потрясающим усердием, и как следствие взял и… сломался. Да, в какой-то момент он просто сломался, и тогда его стали одолевать усталость, злость, безразличие и даже отчаяние. Отсюда урок – знай меру применению своих сил.
Правда, вот его воля в завещании действительно осталась для меня непонятой.И, наконец, Ганно, сын Томаса. «Несчастный Ганно». Я не считаю его несчастным, потому что, как мне кажется, таковым не мог ощущать себя сам Ганно. Для этого он слишком странный ребенок, чуть ли не провидец, ведь он неосознанно предсказал гибель Будденброков, и далеко не один раз… Как венец всему, еще малышом он провел под генеалогическим древом черту, в оправдание пролепетав, что он был уверен, что дальше ничего не будет.
Поскольку история Ганно является в своем роде заключительной частью романа, хотелось бы вот что сказать. Описание школьных будней, ввернутых под конец, мне показалось не слишком уместным, во всяком случае, в таких подробностях – как-то оно выбивается из общего ряда событий, как вклейка в книге. Однако меня до того умилили отношения Ганно и Кая, что, в общем, мне кажется, о них вообще следовало бы написать отдельный роман – именно такой, подробный, обо всех школьных буднях, их проделках, мыслях и так далее, вплоть до смерти Ганно и прощания друзей. Вышла бы ужасно трогательная вещь, в заключении которой едва ли можно было бы удержаться от слез. Хотя, быть может, прелесть именно в не особо выделяющихся коротких строках? Ганно пришлось тяжело, он казался непонятым и одиноким, несмотря на то, что его так любили родные, никто не знал его по-настоящему… Но нет, знал. И это был Кай. Только он. И сила этой дружбы становится понятной как раз тогда, когда он подлетает к постели Ганно. Невыразительное, но такое глубокое упоминание…
Ну, теперь нужно подвести итог, иначе я никогда не закончу. Ей-богу, об этом романе можно говорить бесконечно. Но все же:
«Будденброки» - произведение потрясающее. Оно красивое, бесконечно глубокое, с массой жизненных уроков на все времена. Это не слишком легкое чтение, но все-таки за него безусловно стоит взяться, если не сказать нужно.
21105