Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов

Ёко Тавада

  • Аватар пользователя
    Аноним2 апреля 2022 г.

    Лампомоб 2022: 3/12

    Весьма своеобразная книга, не то, чтобы уникальная, но точно не банальная. Описать её одновременно и очень просто - и практически невозможно. Просто, потому что каждая глава этой истории - это воспоминание о какой-нибудь поездке на поезде. Героиня, японская танцовщица, видимо, ровесница писательницы, потому что её молодость пришлась на конец 70-х - начало 80-х годов, путешествует по городам и странам то и дело выбирая в качестве средства перемещения ночной поезд. В этих поездках героиня встречается с другими людьми, видит и слышит обрывки чьих-то жизненных историй, получает какие-то впечатления. Но - всё это так размыто, так нечётко, так бессистемно. Совершенно непонятно, что объединяет все эти воспоминания - кроме самих поездов и путешествий, конечно. Почему были выбраны именно они, а не какие-то другие.

    Всё это очень напоминает импрессионизм - хотя считается, что импрессионизм в литературе потерял своё значение ещё сто лет назад, но по-моему, эта книга - довольно яркий представитель этого стиля. Все эти истории - они скорее не истории, а сны. Нет ничего прочного, на что можно опереться - только зыбкие контуры, миражи, фантомы. Героиня всё время погружена в себя, свои чувства и ощущения. Иногда она и правда проваливается в сон и начинает описывать совсем фантастические вещи, а иногда грань между сном и реальностью даже уловить невозможно. Вроде бы она ещё говорит о том, что реально видит, а может быть, уже и нет.

    Я не слишком люблю такой жанр, да и характер героини мне не очень импонирует. Она какая-то вся слишком нервная, слишком погружённая в себя, слишком эгоцентричная и эгоистичная. Поэтому её переживания и её истории не слишком меня заинтересовали. Но сам стиль книги и манера изложения показались занятными. Чего стоит один только выбор нарратора. Совсем нечасто встречается в литературе обращение на "ты" - если не считать назидательных сказок, в которых автор время от времени обращается к читателям с прямым комментарием или даже поучением, но это другое, это скорее сравнимо с театральными репликами в зал, когда смешаются две реальности. Иногда повествование действительно строятся в форме обращения к какому-то лицу на "ты" или на "вы", но практически всегда этот "ты" или "вы" - это кто-то другой. Здесь же героиня обращается таким образом к себе. Практически всё произведение. Очень-очень немного фраз построены от первого лица. В финале книги, кстати, эта загадка разрешается - это не просто литературный выбор, это следствие определённых событий, точнее, переживаний, случившихся с героиней.

    В общем-то, мы становимся свидетелями длинного внутреннего диалога героини самой с собой - и это интересно. Я люблю заглядывать во внутренние миры - именно настоящие внутренние миры, когда есть возможность следить за ходом мыслей и переживаний, за процессом. Жаль только, что в данном случае сам этот внутренний мир мне не был так сильно интересен.

    1
    234