Рецензия на книгу
Голос ночной птицы
Роберт Маккаммон
Аноним11 июня 2013 г.Все серьезные взрослые люди, – несерьезные, а тем более невзрослые, не возьмутся за кирпич в 736 страниц, – конечно же, знают, что ведьм не бывает. Блага двадцать первого века в этом вопросе ощутимы вполне: даже весьма ярые шовинисты всех мастей не рискуют обвинять объект травли, кем бы он ни был, в чародействе и заигрывании с чёрной магией – уже хотя бы потому, что сами будут выглядеть довольно комично. На метле? В дымоход? А лапки лягушачьи сушит? Да вы совсем из ума выжили, сударь! Не то – 1699 год. Ещё не развеяло ветром труху дыб, на которых были повешены салемские ведьмы, а вовремя выдуманный Робертом Маккамоном неоперившийся помощник магистрата Вудворда сталкивается с мракобесием того же порядка, если не страшнее, в городке Фаунт-Роял. Приехав вместе со своим харизматичным ментором, Мэтью довольно быстро смекает, что под руководством умудрённого и притуплённого опытом магистрата до правды в деле о местной колдунье он не докопается. Конечно же, обвиняемая манит, как сверкающее красным боком яблоко, а загадка соблазняет, как звучащий в ночи голос неведомой, и оттого волшебной, птицы – дурак был бы тот двадцатилетний главный герой, который не устроил бы суматохи на вышеуказанное количество листов. Ведь Мэтью, как и читатель, знает – зло в подлунном мире может твориться множеством путей, но все они – создание человеческих рук.
«Голос ночной птицы» – очень правильно сделанная книжка. То, на что нужно обратить внимание, сразу же приковывает это самое внимание; дающие читателю возможность почувствовать себя на шаг впереди главного героя элементы детективной мозаики появляются именно там и именно настолько, чтобы «Я догадывался об этом сто страниц назад!» аккуратно уравновесило «И всё же?..». Маккамону удалось соблюсти пропорции и тщательно вывести точь-в-точь то количество деталей, которые делают разгадывание камерного, в общем-то, ребуса, где круг подозреваемых ограничен жителями небольшого города, занятием приятно последовательным, логичным и посильным.
Здесь всё сосчитано, измерено, взвешено: спады и подъёмы сюжета настолько ритмичны, что создаётся впечатление влаженного в пробелы между главами метронома. Особенно это заметно в формальности и обескураживающей однообразности описаний-«прослоек»: внешний вид персонажей, бытовые детали, постепенно и методично всплывающие подробности из предысторий главных героев, среда в целом и обстановка всех используемых, довольно ограниченных количественно, «декораций» – алгоритмы вида «А был одет в коричневый камзол», «В позавтракал ветчиной и хлебом, запив их чайником чая», «С, как поговаривали жители городка, избивал жену» не претендуют на художественность, но, со своим мерным тиканьем, задают и фон, и тон. Фон – ведь жанрово «Голос ночной птицы» со всеми потрохами отлично укладывается в секцию с меткой «Детектив»; тон – да, собственно, потому же. Конечно, читатель узнает, кто за всем этим стоит – не затем ли переходит от главы к главе с той же пунктуальностью и прилежно не ложится спать? ^^1674