Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В стране водяных

Рюноскэ Акутагава

  • Аватар пользователя
    Аноним10 июня 2013 г.

    «Жизнь, возникающая на кончике кисти»
    Первая ассоциация, которая неизбежно возникает практически сразу с началом чтения повести «В стране водяных» - это роман Чапека «Война с саламандрами» (тут нужно отметить, что в целом литературных аллюзий в столь небольшой по объему повести Рюноскэ удивительно много). Ну, как же, разумные земноводные! Хотя у произведений этих больше отличий, чем общего, и все-таки они схожи в главном: это не утопии, это современность.

    Пациент номер двадцать третий некой психиатрической больницы рассказывает историю о том, как он попал в страну капп - водяных, разумных существ, очень похожих на людей. Когда читаешь о жизни в стране водяных, о том, как создаются книги: «нужно только заложить в машину через специальный воронкообразный приемник бумагу, чернила и какое-то серое порошкообразное вещество» - ослиные мозги, как выясняется, - «не проходит и пяти минут, как из недр машины начинают бесконечным потоком выходить готовые книги самых разнообразных форматов»; или популярной среди капп религии: «возможно, «религия жизни» — не совсем точный перевод. На языке капп это слово звучит как «Куэмуча». Окончание «ча» соответствует английскому «изм». Корень же «куэмал» слова «куэму» означает не просто «жить, существовать», но «насыщаться едой, пить вино и совокупляться»; или о политике: премьер-министр говорит в своих речах заведомую ложь, «но поскольку всем хорошо известно, что его речь — ложь, то в конечном счете это все равно, как если бы он говорил сущую правду», – совершенно забываешь, что повесть написана в 1927 году, еще до начала эры потребления и постиндустриального общества. Настолько всё описанное реально, а всего-то – абсурдный мир, где «перевернуты» представления о смешном и серьезном.

    Поскольку между творениями и жизнью писателя неизменно существуют тончайшие взаимосвязи, трагическая судьба Рюноскэ придаёт повести, написанной меньше чем за год до самоубийства, особенный оттенок. Рюноскэ, которого называют, кстати, «японским Достоевским», всегда и бесконечно сильно волновала судьба человечества, он не просто видел и ощущал угрозу человеческой цивилизации, но непрерывно думал о ней. У Рюноскэ не было «точки опоры» – любви, религии, личной философии - того, во что можно искренне верить, ведь только такая вера способна «помочь» найти Человека в человеке. Возможно, по этой причине писатель не мог верить в победу Добра, пусть и искренне желал этого, но он отчетливо видел зло. Поэтому «В стране водяных» - не утопия, не фантастическая картина некоего воображаемого будущего, и не предостережение; это - зеркальное отражение того, что было… и есть в настоящий момент.

    12
    83