Рецензия на книгу
Каждый умирает в одиночку
Ганс Фаллада
Аноним30 марта 2022 г.СМЕРТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТКИ
У романа Ханса Фаллады «Один в Берлине. Каждый умирает в одиночку» ("Jeder stirbt für sich allein") интересная судьба. Он был опубликован в 1947 году спустя несколько месяцев после смерти писателя. Текст подвергся многочисленным цензурным правкам, имеющим политическую подоплёку. Сама идея написать эту книгу исходила не от Фаллады. Изучив переданные ему материалы дела из архивов гестапо – в них шла речь о супругах Хампель, которые в 1940-1942 годах начали писать и оставлять в людных местах Берлина открытки и письма с призывами оказывать сопротивление преступному гитлеровскому режиму – он далеко не сразу решился на создание романа, ведь, по собственным воспоминаниям,«сам вместе с большинством плыл по течению и теперь не хотел казаться лучше, чем был на самом деле». Спустя более 60 лет после первой публикации в Германии вышла полная авторская версия, несколько издательств в разных странах – Франции, Великобритании, США также решились на «перезагрузку» этого произведения. Результат был ошеломляющим – книга стала вновь обсуждаемой, возглавила список продаж Amazon, в двадцати странах стала #1 среди бестселлеров. Фалладе удалось передать удушающую атмосферу того времени – состояние тотального страха, подозрительности, ненависти к любому проявлению инакомыслия или расового несоответствия, показать, как ложь и пропаганда подавляют здравый смысл и зомбируют психику. Задуматься часто заставляет лишь трагедия – в случае замкнутого сменного мастера столярного цеха, где когда-то выпускалась мебель под заказ, а теперь штампуются гробы,«скучного, ничем не примечательного», прижимистого Отто Квангеля и его жены Анны это смерть сына на фронте. Каковы шансы что-то изменить, бросив вызов нацистской машине, когда 80 % населения одобряли её действия, когда «партия была всем, народ – ничем»? Какой эффект может произвести открытка такого, например, содержания – «Фюрер, приказывай – мы исполним! Да-да, исполним, мы превратились в стадо баранов, которых фюрер может погнать на любую бойню. Мы перестали думать...» Поначалу многие герои кажутся если не картонными, то словно созданными по шаблону, где есть место лишь двум краскам – чёрной и белой. Да, эта цветовая гамма – доминанта, но уже в середине книги понятно, что первоначальные впечатления о карикатурной зашоренности автора ошибочны. Фалладе удалось создать яркие образы, которые чётко укладываются у тебя в голове – почтальонша Эва Клуге, её муж – бездельник и хлюпик Энно; помешанная на фюрере семейка Персике, где верховодит 16-летний юнец Бальдур, обучающийся в «наполе»; вор и шантажист Баркхаузен с женой-проституткой и детьми неизвестно от кого; Трудель, невеста погибшего сына Отто и Анны; отставной советник апелляционного суда Фромм; комиссар гестапо Эшерих. Приземлённость, ограниченность, нежелание высовываться или, наоборот, желание выслужиться многих из них, эти «должностишки», «типчики», «делишки», «документики», все эти любовные похождения, пьянство, воровство, жажда наживы во время «вопиющей, кровавой, душераздирающей несправедливости» наглядно демонстрируют весь спектр проблем и эмоций «маленького» человека. Но именно его, этот собирательный образ «маленького человека» Фаллада и делает главным героем своего романа – моральный выбор каждого в тяжёлых обстоятельствах, не коллективная вина, а личная ответственность. Иногда кажется, что цепочка нелепых событий, неизбежность Судьбы (особенно учитывая, на каких мелочах погорело всё дело) приводит к ужасным событиям в жизни Отто и Анны Квангель, но нет, это всё же не так, неумолимая и безжалостная мясорубка тоталитарной Системы, перемалывающая и выбрасывающая всех неугодных – вот кто виновник искалеченных душ и сломанных судеб. Отличный авторский слог и структура, нелёгкий в эмоциональном плане, но читающийся на одном дыхании, невероятно атмосферный роман, заставляет размышлять, знакомит с множеством исторических реалий того времени – он однозначно заслуживает того, чтобы его издавали снова и снова.
7974