Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Смерть на Ниле

Агата Кристи

  • Аватар пользователя
    Yamokhina28 марта 2022 г.

    Книга - сериал - фильм

    Сравнивать буду 3 вариации - оригинал (книгу Агаты Кристи) и 2 экранизации (сериальную версию с Девидом Суше в главной роли - 9 сезон, 2 серия; фильм 2022 года Кенната Браны с ним же в главнойроли).

    Помню, что при первом прочтении много лет назад книга мне не понравилась. Первую половину книги мы знакомимся с действующими лицами романа, а затем наблюдаем за стремительно разворачивающимся сюжетом. Именно эта длительная подготовка и отсутствие смакования расследования оттолкнула меня.

    Считаю такой прием довольно рискованным в плане удержания внимания зрителя. Если рассказывать предысторию каждого персонажа, то неясно, как эти люди связаны между собой, да и есть возможность затянуть с этими знакомствами. Получается, что мы смотрим просто видеоряд, который легко забывается из-за невозможности привязки к предыдущему опыту. Не хочу сказать, что все мы забудем имена героев фильма, но детали точно ускользнут.

    В этом плане сериальный формат выигрывает. Мы уже знакомы и с самим Пуаро, и с его привычками. Но и сценаристы тоже молодца - новые лица помещены в некую среду, где через максимально органичные, живые диалоги мы знакомимся с этими самыми новыми лицами в серии. Назвали имя, что-то такое произнесли - и нам ясно, кто перед нами и как к нему относятся в обществе. В фильме сцена знакомства очень искусственная. Ее скорее терпишь, принимаешь смиренно, а не именно смотришь.

    С точки зрения визуальной части балл отдаю вновь сериалу. У Браны красивая картинка, но периодически она скатывалась в низкокачественный китч. Это непрофессионально, как по мне. Играет против постановки.

    Но у фильма есть пара плюсов, которых нет не только у серии, но и в книге. Это этнически разнообразный актерский состав и актуальные темы, которые они несут. В сериале второстепенные герои соответствуют книжным, но если честно, то они там все похожи друг на друга. Да, таким было время, я это понимаю.

    Позволив себе вольности, сохраняя только некие общие черты, Кеннет Брана заставляет всех персонажей играть яркими красками. Через них звучат идеи, актуальные и сегодня, но благодаря хорошей подготовке или везению, все это выглядит органично (в "Восточном экспрессе" Браны это так не выглядело) - такой вот диалог сквозь век с писательницей получился.

    Не смотря на детективную составляющую, книга все равно написана о любви. На что мы способны ради любимого человека? Где та грань нормальности, за которой следует одержимость? А не страшна ли такая любовь вообще?

    В книгах Пуаро - мужчина довольно аскетичный в вопросах любви, он не подвержен страстям, не вульгарен, асексуален, если хотите. И тут Брана тоже решил внести свою лепту в историю Пуаро. Позарился на святое!

    Окей, это хорошо легло в сюжет, дало новые смыслы, но это большой отступ от канона! Пара моментов - вроде усов и шрама - вызвали у меня недоумение и с точки зрения физиологии, и с точки зрения фанатки Пуаро. Заменять любовь к порядку явственным окр тоже ненормально. Придет день, когда люди с психическими расстройствами будут бороться за свою видимость, но осуждать подобную подачу своих недугов.

    Пост этот пишу по прошествии большого количества времени - перечитывала, пересматривала, забывала) и пришла вот к такой интересной мысли. Когда в будущем я захочу вернуться к "Смерти на Ниле", я выберу сериальную экранизацию. Лаконичнее, чем книга, но с душой и любовью к канону.

    1
    58