Рецензия на книгу
По ком звонит колокол
Эрнест Хемингуэй
Аноним6 июня 2013 г.Люди, которые не были на войне, никогда её не узнают, сколько бы книг они ни прочитали, сколько бы фильмов ни пересмотрели. К счастью.
Те, кто на войне был и имел смелость / неосторожность / глупость видеть, будут только и делать, что стараться забыть об этом.Зачем пишут книги о войне? Не профессиональные военные, которые создают воспоминания о жизни (а скорее, карьере), куда «входит» и война (но не наоборот), а «простые» очевидцы? Для того, чтобы ЭТО не повторилось? Но, кажется, XX век «излечил» от наивности самых убеждённых идеалистов: именно так, может, и не повторится, будет страшнее.
Иногда книги о войне пишут, чтобы рассказать «правду, правду и том, что знаешь», как это сделал свидетель гражданской войны в Испании Эрнест Хемингуэй. «По ком звонит колокол», возможно, самая честная книга о войне, и самая человечная. Не буду даже пытаться объяснить, как это удалось американскому писателю – всё есть в самом романе, - но получилось блестяще: убедительно и красиво.Но откуда эти упреки к стилю?! «Отвратительнейший язык»??? Это столь же нелепо, как, сказать о «Гернике» Пикассо, в качестве упрека, что в ней мало красок, бледно, дескать, слишком.
Представьте, что на вас с горы катятся камни и нужно постоянно двигаться, чтобы не быть раздавленным. И вы вдруг решаете делать это... при помощи фуэте. Неуместно и глупо. Так и здесь. Какой стилистики ждали читатели от Хемингуэя при описании одного даже не сражения, а мелкого, незаметного события, четырёх дней из гражданской войны в Испании? Толстовского Аустерлица: «над ним было опять всё то же высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность»?
Но война не та: в сто раз более жестокая, в сто раз более беспощадная, в сто раз более кровавая, и в тысячу - более бессмысленная. И личная: Хемингуэй, как известно, был в Испании во время гражданской войны и многое видел своими глазами. (Кстати, почему так меняется «элегический» стиль Бунина в «Окаянных днях»? Почему музыкальность поэзии Блока превращается в «шум» в поэме «Двенадцать»?)
Именно сухой репортёрский стиль, особенный угол зрения (перемещающийся от героя к герою) делают роман таким достоверным и страшным. Но не безысходным. Все-таки Хемингуэй «неисправимый» гуманист, ведь умереть в финале романа мог (или должен был?) совсем другой человек.Этот роман – бикфордов шнур, где не бывает рюшечек и цветочков, он выполняет определённую цель – передаёт огонь на детонатор. Так и роман «взрывает» читателя и заставляет почувствовать, как сердце бьётся об устланные буквами страницы книги.
16103