Рецензия на книгу
Последний день приговоренного к смерти. Рюи Блаз
Виктор Гюго
Аноним5 июня 2013 г."Последний день...", благодаря предисловию-манифесту Гюго и вступительной сценке "Комедия по поводу трагедии", изображающей чувствительных представителей высшего общества, живущих в башне из слоновой кости и картинно падающих в обморок при чтении разных "ужасов" из реальной жизни, всё-таки ближе к художественной публицистике, нежели к аналитическому роману, как представлял своё произведение сам Гюго.
Дневник смертника - это условность, ибо если принимать такую форму за чистую монету, то окажется, что приговорённый сделал последнюю запись в нём непосредственно перед тем, как взойти на эшафот. "Аналитического романа" не получилось, скорее это страстная гуманистическая проповедь, направленная против смертной казни. Вся повесть подчинена одной идее, она призвана напугать, впечатлить читателя и внушить мысль об ужасе человекоубийства, производимого на глазах у публики, жаждущей хлеба и зрелищ. Естественно, что тут нет места объективным оценкам.
Тем не менее, глубина психологического анализа выше всяких похвал. За это произведение Гюго можно назвать даже предтечей экзистенциализма. Написанная в конкретных целях, в определённых исторических условиях, повесть продолжает впечатлять читателя и заставляет его пересмотреть некоторые свои взгляды. Её убедительность несомненна.
419