Рецензия на книгу
Преступление и наказание
Фёдор Достоевский
Аноним26 марта 2022 г.Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит...
Христианская заповедь Ветхого Завета "Не убий" получила яркое воплощение в романе Федора Михайловича Достоевского, рассказавшего о судьбе студента, ради идеи решившегося на убийство. Еще из первого сна главного героя романа Родиона Раскольникова можно понять, что в детстве он был набожным и добрым мальчиком, стремился поступать по совести (а совесть, по Достоевскому, есть "сосуд в котором находится нравственный закон"). Ему приснилась, как разнузданная пьяная толпа убивает безответное беспомощное существо - лошадь. Взрослые, не желая связываться с обезумевшими от водки и запаха крови, потерявшими человеческий облик людьми, быстро проходят мимо. И отец мальчика, пряча от него глаза, просит сына уйти вместе с ним поскорее прочь от этого страшного места ... Но у мальчика хватает моральных сил вступиться за бедную жертву. Впрочем, все это происходит во сне... А наяву повзрослевшего Родиона Раскольникова преследует другая напасть - идея убийства одного, "злого и вредного существа" ради блага множества угнетенных людей. Эта идея приходит в голову не одному Раскольникову: дикий капитализм в России середины девятнадцатого века, ввергший в нищету множество людей, и вопиющая социальная несправедливость поколебали у многих, в основном, молодых людей, веру в Бога. А если Бога нет, то, значит, следовать святым заповедям - необязательно? И вот в мире беспросветной нищеты, с одной стороны, и безудержного накопительства - с другой, понятия Добра и Зла уже не воспринимаются людьми так, как завещано Святым Писанием. Чиновник Мармеладов начинает пить, когда его увольняют со службы "по изменению в штатах", его дочь Сонечка идет на панель из чувства жалости к детям Катерины Ивановны, спасая их от голодной смерти. Мать Раскольникова благословляет дочь Дуню на брак по расчету с бесчестным и безжалостным дельцом Лужиным, который будет унижать гордость жены-бесприданницы, попрекать ее бедностью родственников, требуя "благодарности" и безоговорочного подчинения. И все это - ради сына, "бесценного Роди", которому надо получить образование, "встать на ноги". Мать готова продать дочь ради сына, Дуня, беспрекословно слушаясь мать, готова продать себя ради брата... Жестокие нравы царят на улицах Петербурга, где разворачиваются действия романа. Крики и скандалы, драки и угрозы, жалобы и рыдания потерпевших становятся своеобразным фоном событий, происходящих в произведении Достоевского. Люди озлоблены, и несчастья, происходящие то тут, то там, кажется, даже радуют прохожих. Так, когда кучер стегает кнутом Раскольникова, одетого в бедную изношенную одежду, слышится злорадный смех зевак. Когда обезумевшая от горя и безысходной нищеты Катерина Ивановна избивает при соседях Мармеладова, пропившего последние деньги, а кроме того, унесшего из дома последние вещи, соседи смеются и подначивают ее продолжать побои мужа-пьяницы. Наконец, около раздавленного экипажем Мармеладова собирается толпа любопытных, которые не собираются помогать страдающему человеку, а только обсуждают его увечья. И вот Раскольников, в душе которого существующая общественная система вызывает яростный протест, создает теорию, примеры для подтверждения которой он берет из мировой истории. Согласно этой теории, человечество делится на "сверхчеловеков" и "тварей дрожащих", которых по праву силы подавляют "сверхчеловеки". Могли ведь Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон проливая кровь множества людей, переступая через трупы, создавать новые законы, перестраивать жизнь целых государств. А желание проверить, к какой группе он принадлежит, заставляет Раскольникова после тяжких раздумий и сомнений убить старуху-процентщицу, ростовщицу, наживающуюся на бедственном положении своих клиентов. А потом ему приходится убить и беременную сестру процентщицы, Лизавету, которая случайно вернулась раньше, чем рассчитывал Раскольников. Итак, преступление совершено, и Раскольников сначала не раскаивается в содеянном. Однако, совесть, подавленная разумом во время подготовки к убийству, а потом и убийства беззащитных женщин, начинает себя проявлять сначала во внезапной тяжелой болезни героя, а потом - чувстве полного отчуждения от мира людей, которых он от себя"как ножницами отрезал". Раскольников страшится разоблачения, не может смотреть в глаза матери и сестре, а главное - мучается от того, что "убить-то он убил, но не преступил ( не стал"сверхчеловеком") и на этой стороне остался". Он понял, что совершил непоправимую ошибку - замахнулся не на свою роль и, получается, - "не старушку убил, а себя убил"... Именно этим он объясняет свои страдания. Соня уговаривает его сдаться в полицию, признавшись в убийстве, ведь вместо него уже арестовали неповинного в смерти старухи-процентщицы и ее сестры маляра Миколку... Долгий путь страданий приходится пройти Родиону Раскольникову, прежде чем он смог раскаяться в преступлении и вернуться к жизни. Уже на каторге уголовники хотели убить Раскольникова за безбожие, гордость, а главное, за жестокость и грубость к Соне, последовавшей за ним на каторгу, ведь именно она надоумила его признаться в преступлении... И только новая длительная болезнь с бредовыми кошмарами об эпидемии, заразившей человечество идеями о превосходстве одних людей над другими, что привело к взаимному истреблению целых народов, привела, наконец, нашего героя к "выздоровлению" от своей идеи и искреннему раскаянию. Он понял, что мир держится не на иллюзорных теориях, а общечеловеческих ценностях, завещанных Богом.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/review/create/10062022184286