Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Гроздья гнева

Джон Стейнбек

  • Аватар пользователя
    Аноним5 июня 2013 г.

    Сильнейшая вещь. Удивительно кинематографичный роман, как и другие произведения Стейнбека - так и видишь действие, будто оно показывается на экране.

    Предательство, эгоизм, слабость, болезнь и смерть постепенно разрушают семью, и, пожалуй, лишь мать непреклонна в стремлении сохранить семью, не допустить её распада, следовать общим интересам. "Гроздья гнева" - это гимн Матери.

    По мере развития сюжета история семьи Джоудов вырастает в летопись драмы американского народа, благодаря авторским вставкам-очеркам, показывающим зарисовки из жизни (как-то: рынок подержанных автомобилей, придорожное кафе, лагерь - "Гувервиль" и т.д.) и содержащим рассуждения автора о морали и нравственности, политике, истории.

    В книге удивительным образом сочетается христианская проповедь любви к ближнему и социалистическая пропаганда. Здесь синтезируется некая новая религия, нечто вроде "земного" христианства, как если бы Иисус действительно был первым социалистом в истории человечества. Том и проповедник Джим Кейси становятся первыми её провозвестниками и пророками, правда, кому принадлежит роль Христа, разобраться непросто, ибо инициалы Кейси - J.C., как и у Иисуса. Всё же мне кажется, что проповедник соответствует Иоанну Крестителю, ибо за много лет до описываемых событий он крестил Тома.

    Правительственный лагерь - пример утопического идеального государства, в котором реализуется принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям".
    Множество библейских аллюзий и вечных, непреходящих мотивов превращают обыкновенную, казалось бы, историю в притчу, злободневную во все времена.

    Прекрасные описания природы у Стейнбека заставляют почти что физически ощущать пыльные бури, зной аризонской и калифорнийской пустынь, прохладу тенистых фруктовых садов и непрекращающийся ливень, словно призванный воскресить в нашей памяти историю о Всемирном потопе.

    В этой книге гораздо более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд, и уж точно автор не стремился изобразить героев, жаждущих мяса. Такое восприятие крайне поверхностно.

    6
    47