Рецензия на книгу
Морбакка
Сельма Лагерлёф
Ohmarinamarina22 марта 2022 г.Не совсем мемуары, не совсем автофикшн. Не совсем рассказы, не совсем роман. Реализм, но вовсе не реализм, разве что магический. Год написания -1922. Интересно, модно, современно (без иронии).
Три кита, на которых выстроена «Морбакка» - детские воспоминания Сельмы, история страны и шведская фольклорная хтонь. Заметьте, воспоминания в этой конструкции элемент самый ненадежный (и это при наличии хтони-то). Сличая их с реальной биографией Лагерлеф, понимаешь, что рассказчик она, мягко говоря, недостоверный.
Причина расхождений - не игры разума, не капризы памяти. Скрываясь за детской оптикой, Сельма намеренно подменяет и подкрашивает прошлое. В том с какими фактами работает писательница, и заключается авторская рефлексия, характерная для автофикшн. Напрямую взрослая Сельма заговорит с нами лишь единожды, в эпилоге. Это будет пронзительно.
В бесхитростные и забавные рассказики о няне, корюшке и ребячьих играх, Лагерлеф ненавязчиво утрамбовывает большие мысли и острые социальные идеи, актуальные даже сегодня. Прочитав милейшую главу «Мальчики и девочки» не удивишься узнав, что Сельма была активным борцом за права женщин и состояла в многолетней переписке (и не только) с известной суфражисткой своего времени.
Удивительная женщина. Удивительный роман (а роман ли?) и простой, и сложный одновременно. Все зависит от того, как глубоко вы решите копнуть.
Наверное, из моего потока сознания не вполне понятно, о чем книга. Все просто. Она о семье, о детстве, о любви, о счастье, в конце концов.
P.S. Пытаясь подобрать некий литературный аналог к «Морбакке», чтоб объяснить на что она похожа, я вспомнила «Конец света, моя любовь». Парадоксально, но модуль творческого метода у Сельмы Лагерлеф и Аллы Горбуновой одинаковый, а вот знаки совсем разные. Оказывается, свежие тренды не такие уж и свежие
3339