Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Морбакка

Сельма Лагерлёф

  • Аватар пользователя
    Ohmarinamarina22 марта 2022 г.

    Не совсем мемуары, не совсем автофикшн. Не совсем рассказы, не совсем роман. Реализм, но вовсе не реализм, разве что магический. Год написания -1922. Интересно, модно, современно (без иронии).

    Три кита, на которых выстроена «Морбакка» - детские воспоминания Сельмы, история страны и шведская фольклорная хтонь. Заметьте, воспоминания в этой конструкции элемент самый ненадежный (и это при наличии хтони-то). Сличая их с реальной биографией Лагерлеф, понимаешь, что рассказчик она, мягко говоря, недостоверный.

    Причина расхождений - не игры разума, не капризы памяти. Скрываясь за детской оптикой, Сельма намеренно подменяет и подкрашивает прошлое. В том с какими фактами работает писательница, и заключается авторская рефлексия, характерная для автофикшн. Напрямую взрослая Сельма заговорит с нами лишь единожды, в эпилоге. Это будет пронзительно.

    В бесхитростные и забавные рассказики о няне, корюшке и ребячьих играх, Лагерлеф ненавязчиво утрамбовывает большие мысли и острые социальные идеи, актуальные даже сегодня. Прочитав милейшую главу «Мальчики и девочки» не удивишься узнав, что Сельма была активным борцом за права женщин и состояла в многолетней переписке (и не только) с известной суфражисткой своего времени.

    Удивительная женщина. Удивительный роман (а роман ли?) и простой, и сложный одновременно. Все зависит от того, как глубоко вы решите копнуть.

    Наверное, из моего потока сознания не вполне понятно, о чем книга. Все просто. Она о семье, о детстве, о любви, о счастье, в конце концов.

    P.S. Пытаясь подобрать некий литературный аналог к «Морбакке», чтоб объяснить на что она похожа, я вспомнила «Конец света, моя любовь». Парадоксально, но модуль творческого метода у Сельмы Лагерлеф и Аллы Горбуновой одинаковый, а вот знаки совсем разные. Оказывается, свежие тренды не такие уж и свежие

    3
    339